Ишкова Ирина Николаевна,
Гладкова Наталья Анатольевна,
Сторожева Галина Викторовна,
Юнг Татьяна Николаевна,
учителя МАОУ «СПШ №33» (г.Старый Оскол)
Слово учителя перед чтением художественных произведений
В структуре урока чтения в начальных классах важное место занимает подготовка детей к восприятию художественных произведений. Правильное восприятие литературного произведения зависит от того, насколько осознали учащиеся художественные образы, созданные автором. Поэтому так важно настроить школьников на понимание полноты и глубины замысла художника слова.
Программы начальной школы определяют задачи и содержание работы учителя перед непосредственным чтением. «Предварительная беседа, рассказ учителя, рассматривание картин должны возбудить интерес у детей к теме урока, эмоционально настроить и помочь им правильно понять текст» (программы средней школы. Начальные классы (1-4 классы).М., 2020г.).
Вводная беседа перед чтением художественных произведений имеет целью выяснить наличие или отсутствие у детей знаний по теме чтения. При этом уместен учебный диалог, в котором помимо ответов учащихся на поставленные вопросы. Используются и их свободные высказывания. Эффективным методом подготовки считается и рассказ учителя, который используется в комплексе с беседой. Содержание рассказа определяется в зависимости от жанра и содержания читаемого литературного произведения, а основная его цель – эмоционально настроить ребят на восприятие художественных образов. Рассказ и беседа в умелом сочетании помогают решить задачи конкретного урока. многочисленные наблюдения уроков у учителей начальных классов показали, что возникают трудности в определении времени, которое необходимо на подготовку к чтению. Часто учителя завышают объём своих высказываний. Отводят на подготовительную работу 10-15 минут, бессистемно ставят вопросы, адресованные классу.
Анализ образцов речи, предлагаемых в методических пособиях по чтению, и речи учителей-мастеров показал, что оптимальная продолжительность всей подготовительной работы (беседы и рассказа учителя) не превышает обычно 3 минут. Среднее количество вопросов в беседе, рекомендуемое методистами, примерно одинаковое с реальной ситуацией на уроках чтения у учителей-мастеров (4-5, 5-6 вопросов). Это узловые, центральные вопросы, выявляющие сущность имеющихся у детей знаний о теме чтения, об авторе художественного произведения, об их впечатлениях.
Связующим звеном в подготовительной работе выступает монологическая речь учителя, которая прерывается вопросительными предложениями. Рассказ учителя преследует две цели: 1) дать детям дополнительные сведения о том, что служит объектом рассмотрения; 2) определить целевые установки в связи с чтением.
В монологе использует учитель 10-12 предложений. Из них для сообщения дополнительных сведений – 5-6 предложений, а остальные – для постановки учебной задачи и управления деятельностью детей. В рассказе преобладают простые и сложноподчинённые предложения с одним придаточным. Для постановки цели учитель пользуется побудительными предложениями, выражающими приглашение к действию: «Посмотрите на экран», «Слушайте внимательно, как я буду читать» и т. д. При помощи побудительных предложений учитель не только даёт указания, но и обращает внимание на то, что должно быть объектом наблюдения школьников: паузы, тон, ударение, темп. Замер по времени показал, что такая подготовительная работа действительно занимает 3-4 минуты.
Таким образом, подготовительная работа, как правило, не требует длительного времени. Для того, чтобы умело реализовать на практике подготовку детей к восприятию, учителю необходимо уяснить: а) объём, цель и содержание беседы; б) минимальный и необходимый объём дополнительных сведений, даваемых в устном слове.
Таким образом, в подготовительной работе перед чтением на уроках в начальной школе слово учителя – одно из ведущих звеньев обучения, и от того, как надёжно работает это звено, в немалой степени зависит успех всей учебно – воспитательной работы.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат