Планирование проектной деятельности в процессе обучения предметам естественнонаучного цикла в школе
Важность деятельностного компонента в обучении предметам естественнонаучного цикла в школе уже стала аксиомой. Однако методология этого процесса не так проста, как кажется на первый взгляд. Сам процесс чрезвычайно трудоёмок. С чего начать? Как не распылить свои силы в процессе работы над проектом , сделать качественный проект и получить гарантированно хороший результат? С этой целью хотелось бы предложить примерный план планирования проектной деятельности , которым я пользуюсь уже много лет в процессе преподавания биологии и экологии в школе .Созданные по этому плану проекты всегда получали призовые места на научно-практических конференциях высокого уровня. Этот план подойдёт также для таких естественнонаучных предметов, как физика и химия.
В процессе работы над проектом сразу встаёт вопрос темы. Как правило, сами учащиеся редко могут предложить тему, поэтому учителю нужно «держать под рукой» небольшой список таких тем.
При изучении литературных источников нужно понимать, что источники только из интернета – это крайне недостаточно и поверхностно. Уже на этом этапе необходимо изучить печатные издания в профильных библиотеках, а при использовании интернета брать для работы статьи из научных изданий, имеющие авторов.
Практическая часть работы должна иметь описание методики экспериментов, а не только результаты работы. Для оформления работы нужно использовать фотографии, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.
И, наконец, нужно тщательно подготовить учащихся к презентации проекта. Это не только создание электронной презентации. Необходимо, чтобы при демонстрации для каждого слайда было заранее определено, что ученики при этом сообщат. Также необходимо продумать, какие вопросы могут быть у слушателей, как на них ответить.
Примерный календарно-тематический план проектной деятельности, рассчитанный на учебный год:
№
п./п.
Тема
Кол-во часов
Дата
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Выбор и обсуждение темы работы.
Знакомство с примерной структурой проекта и правилами его оформления. Обсуждение заданий для каждого участника.
Знакомство с информационными источниками и правилами библиографического цитирования.
Посещение библиотеки №хх (экологической или др. по профилю) для подбора информационных источников.
Посещение фундаментальной научной библиотеки для подбора информационных источников.
Обсуждение и составление плана проектной работы .
Подбор методик исследований
Проведение исследований в сериях экспериментов.
Знакомство с литературными источниками.
Проведение исследований в сериях экспериментов.
Знакомство с литературными источниками.
Проведение измерений и фотографирования в сериях экспериментов. Знакомство с литературными источниками.
Оформление разделов «Введение» и «Обзор
литературы ».
Оформление раздела проекта «Материалы и методы исследований ».
Оформление разделов проекта «Результаты исследований», «Выводы» и «Литературные источники»
Редактирование проекта
Составление презентации к выступлению на конференции.
Редактирование проекта в соответствии с требованиями конференций.
Подготовка к выступлениям на конференциях
1
1
1
1
2
2
3
1
1
1
1
1
2
1
1
2
7-12.09
14-19.09
21-26.09
28-03.10
7-19.10
21-16.11
8-23.11
25.11 -14.12
16-21.12
23.12-25.01
27-01.02
3-8.02
10-15.02
17.02-1.03
3-8.03
10-15.03
17.03-12.04
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат