Формы и методы профилактики конфликтных ситуаций в старшем дошкольном возрасте.
Выполнила: Порортикова Марина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Место работы: МАДОУ ЦРР «Академия крохи»
С точки зрения А. Я. Анцупова, профилактика (prophylactics – предохранительный) – термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска . [1.стр. 53]
По мнению Л. П. Григорьевой, профилактика – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских, и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, возникающих различного рода социальные отклонения в поведении детей старшего дошкольного аозраста.
Г. Хесль определяет педагогическую профилактику как создание особых педагогических условий, способствующих снижению и распространению данных явлений.
Таким образом, профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей.
Л. И. Шнитко различает следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.[4 стр. 107]
Первичная профилактика – система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития конфликтной ситуации. Вторичная профилактика – комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях могут привести к возникновению, обострению конфликтной ситуации. Третичная профилактика имеет целью социальную, трудовую, психологическую реабилитацию.
Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка;
сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
содействие ребенку в достижении значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного явления, т. е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия. [3 стр. 64]
Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько профилактических мероприятий:
нейтрализующие;
компенсирующие;
предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
устраняющие эти обстоятельства.
Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:
направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребёнке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения ребенком необходимого опыта для решения возникающих решением проблем;
обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.
Рассмотрим формы профилактики конфликтов.
Форма организационная сторона педагогического явления, которая может:
− массовые мероприятия – это форма организации деятельности направленной на слаженную деятельность внутри группы.
Все вышеперечисленные формы можно отнести как к первичной, так и вторичной профилактике конфликтов в старшем дошкольном возрасте.
Методы профилактики конфликтов среди старших дошкольников.
[4 стр.76]
Метод – это способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности:
− словесный;
− наглядный;
− вовлечение в деятельность.
−организация деятельности;
− анализ ситуаций;
− метод положительного примера – развитие личности происходит не только в результате воздействия слова и мысли как средств разъяснения и убеждения.
Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей, особенно это актуально в среде старших дошкольников ведь они впитывают всю информацию, которая их окружает, а потом воспроизводят ее;
− метод вмешательства «авторитетного третьего». Человек, находящийся в конфликте, как правило, не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие может некто «третий», пользующийся доверием, таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нём мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса ;
− стимулирование – совокупность средств и приемов, побуждающих воспитанника к определенным действиям.
Основными видами деятельности являются:
− индивидуальное консультирование;
− включение дошкольников в группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций;
− индивидуальная работа с системой ценностей ребенка;
−обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.
Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их решать. Она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой разрешенный конфликт. Можно выделить три направления профилактики межличностных конфликтов у старших дошкольников в саду: работа с педагогами; работа с родителями; работа с детьми. [4 стр. 78]
Список литературы
Абрамова, Г. С. Возрастная психология
:
учебное пособие для студентов вузов / Г.
С. Абрамова. – Москва
:
Юрайт
. –
2016
. –
814 с.
Ананьев, Б. Г. Структура личности. Психология личности в т
рудах отечественных психологов
/ Сост
авитель
:
Куликов А.
В.
–
Санкт-Петербург
:
Питер, 2011
. – 4
64
с
.
Аникеева, Н. В.
Главное о воспитании детей. М.
Монтессори
, Я. Корчак, Л.
Выготский
, А. Макаренко, Э.
Эриксон
/ Н. В. Аникеева
;
под редакцией Власовой Е. В. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 160
с
.
Анцупов
, А. Я.
Конфликтология
и
психол
огия
:
учебник / А. Я.
Анцупов
, А. И. Шипилов.
– Санкт-Петербург
:
Питер, 20
14
. –
501
с
.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат