Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Метапредметного урока по физике "Электризация тел. Два рода заряда". Работа №47687

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Метапредметного урока по физике "Электризация тел. Два рода заряда"
Работа:

Конспект метапредметного урока:

Предмет: физика, урок усвоения новых знаний.

Тема урока: «Электризация тел. Два рода заряда».

Продолжительность: 40 минут

Класс: 8 класс

Аннотация: урок дает возможность сформировать у школьников понятие электризации; показать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие.

Практическая реализация:

Урок очень понравился, все было понятно и интересно.

Конспект

Оборудование: эбонитовая и стеклянная палочка, мех, шелк, штатив, султаны, листочки бумаги, полиэтилен, бумага.

План урока

Орг

омент.

Актуализация знаний.

Ребята мы знаем, что физика занимается изучением физических явлений, к которым относятся:

- механические

- тепловые

- электрические

- магнитные

- световые

- звуковые.

В седьмом классе мы начали знакомиться с механическими явлениями, изучению тепловых явлений мы посвятили почти 2 четверть, а теперь вплотную займемся изучением электрических явлений. Что же мы с вами будем изучать? На этот вопрос вы ответите мне сами. Распределите предложенные физические явления.

На доске вывешиваю явления:

- таяние снега

- молния

- радуга

- гром

- электрический ток

- дождь

- движение автомобиля

- магнит притягивает гвоздь.

 

 

Заполняем примерами схему.

Давайте дополним схему другими примерами электрического явления, с которым вы сталкиваетесь в жизни.

Сегодня мы будем изучать явление, которое поможет объяснить процессы, с которыми вы сталкиваетесь в жизни каждый день.

-Кто гладил кошку? А против шерсти? А ночью?

-Кто сдергивал синтетическое покрывало с постели или снимал футболку из синтетики через голову? А в темной комнате? Что вы слышали? А что вы видели? Искра- маленькая молния-это что такое? Какое это явление?

Поэтому тема нашего урока: «Электризация тел. Два рода зарядов». Записываем в тетради тему урока.

Давайте с вами вместе сформулируем цель нашего урока:

-Каждый должен узнать……

-Каждый должен познакомиться…

- Каждый должен научиться….

2. Изучение нового материала

Давайте все вместе проведём простой опыт: на столах у вас лежат две полоски бумаги и полиэтиленовая плёнка. Предлагаю вам приблизить эти полоски бумаги друг к другу. Мы видим, что они не взаимодействуют друг с другом. А теперь накройте полоски бумаги плёнкой и потрите плёнку руками. Затем возьмите полоски бумаги в руки и поднесите их друг к другу.

Q: Что вы наблюдаете?

А: Полоски бумаги отталкиваются друг от друга.

Такие явления взаимодействия тел были обнаружены ещё 2 500 лет назад древнегреческим учёным Фалесом Милетским.

Выступление учащейся

В VI веке до нашей эры древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск «электрон» — что значит «солнечный камень». Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Философ не смог сразу объяснить происходящее своей дочери, но похвалив за внимательность, обещал подумать. Вечером Фалес, пробуя очистить веретено, заметил, что при натирании веретена в темноте видны искры. «Тут есть о чём подумать и поразмыслить с моими учениками», - решил Фалес. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, и в первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо. А явление замеченное дочерью Фалес назвал электричеством от слова электрон (янтарь).

Английский врач и естествоиспытатель Ульям Гильберт конце 16 –начале 17 века выяснил в, что при трении могут электризоваться многие вещества: алмаз, сапфир, сургуч и что притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комки земли и даже воду и масло.

Давайте проверим действительно ли могут электризоваться разные тела. Возьмите в руки ваши ручки и потрите их о волосы. После этого поднесите к листочкам бумаги. Наблюдаем явление электризации. Возьмите линейку, лежащую на столе потрите ее о бумагу, поднесите к мелким листочкам. Наблюдаем явление электризации. Надуйте шарики, лежащие у вас на столе, потрите их о полиэтилен, поднесите к новогодней мишуре.

Из всех этих опытов делаем выводы. (Записывают в тетрадь)

1. Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества.

2.Электризация – явления, в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела.

3. В электризации участвуют два тела.

Возникающие при электризации тел силы назвали электрическими силами.

Уже в ХVI веке выяснилось, что также электризуются и алмаз, сера, смола, стекло и т.д.

Электризация тел может происходить не только при трении, но и при соприкосновении, облучением светом и т. д.

Давайте выясним, как взаимодействуют между собой наэлектризованные тела?

Опыт № 1. Натираем эбонитовую палочку шерстью или мехом и прикасаемся к гильзе №1 и гильзе №2. И мы видим, что гильзы отталкиваются друг от друга.

Опыт № 2. Натираем стеклянную палочку шёлком и прикасаемся ко второй гильзе, предварительно разрядив её рукой. И мы видим, что гильзы притягиваются.

Объяснение: В первом опыте обеим гильзам передавали заряды одного вида, поэтому гильзы отталкивались. Во втором опыте обеим гильзам передавались заряды разных видов, поэтому гильзы притягивались.

ВыводСуществуют заряды двух видов:

Представление о видах заряда, было введено в 1747 году американским ученым Бенджамином Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех приобретает отрицательный заряд. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным. Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит поразномуЭбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.

Два рода заряда

 

Отрицательный Положительный

(эбонит о мех) (стекло о шелк)

Мы уже узнали, что существует два рода заряда, положительный и отрицательный. Выясним как они взаимодействуют.

Демонстрация. Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех. Получим отрицательный заряд, сообщим его султану. Зарядим стеклянную палочку о шелк и поднесем ее к султанам. Султан будет притягиваться к палочке. Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех, поднесем к султану. Листочки султана оттолкнуться.

Делаем вывод и записываем в тетрадь:

- заряды одного знака отталкиваются

- заряды разного знака притягиваются.

Физинутка:

- Что нужно сделать, чтобы наэлектризовать тело?

- Трем одной рукой, трем другой рукой, трем двумя руками!

- Трем одной ногой, трем другой ногой, трем обеими ногами!

- Представьте, что обе ваши руки заражены отрицательно. Что будет происходить если их соединять? Повторите несколько раз.

О пользе и вреде электризации:

А) Корпус автомобиля заряжают положительно, а частички краски отрицательно. Происходит взаимодействие и равномерная окраска.

Б) Сильные электрические поля используют в медицине «аэрозоль». Более мелкие частицы глубже проникают в лёгкие.

В) Электрокопчение. Рыбу зарядили положительно, дым отрицательно. Копчение происходит за несколько минут.

Вред:

А) При трении о воздух электризуется самолёт. Если сразу подвести трап, может произойти сильный разряд. Возможен пожар. Вначале с самолёта спускают металлический трос, для снятия излишнего заряда. Происходит разрядка самолёта при взаимодействии троса с землёй.

3. Первичный контроль:

Теперь давайте проверим, что вы усвоили о взаимодействии заряженных тел.

Помогите определить заряды тел. (Распечатки на доске.) Выполняем вместе с учащимися.

Теперь давайте посмотрим, как вы усвоили, что такое электризация.

Продолжите предложения:

Тело, которое

наэлектризовано

… 

притягивает к себе другие тела

2. Электрические заряды бывают… положительными. отрицательными.

3. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено….. отрицательно

4. Тело можно наэлектризовать … трением

ЦОР. Тест по родам зарядов. (работаем вместе)

4. Закрепление

Выполнение тестовой работы по новому материалу.

Каждому ученику раздаются карточки по вариантам. Через 3 минуты откладывают ручки и передают для проверки работу своему соседу. На доске записываются ответы. Ученику ставят себе оценку по определенной шкале.

Ответы: Вариант 1: А, В, А, А, В. Вариант 2: Б, Б, Б, Б, Б.

5. Подведение итогов.

Что узнали?

Чему научились?

Что понравилось?

Что было сложным?

6. Рефлексия.

В конвертиках лежат смайлики с различным настроением. Выберите тот который подходит вам.

7. Домашнее задание: §§25,26. Понаблюдать у себя дома электризацию тел.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×