Конспект метапредметного урока:
Предмет: физика, урок усвоения новых знаний.
Тема урока: «Электризация тел. Два рода заряда».
Продолжительность: 40 минут
Класс: 8 класс
Аннотация: урок дает возможность сформировать у школьников понятие электризации; показать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие.
Практическая реализация:
Урок очень понравился, все было понятно и интересно.
Конспект
Оборудование: эбонитовая и стеклянная палочка, мех, шелк, штатив, султаны, листочки бумаги, полиэтилен, бумага.
План урока
Орг
.м
омент.
Актуализация знаний.
Ребята мы знаем, что физика занимается изучением физических явлений, к которым относятся:
- механические
- тепловые
- электрические
- магнитные
- световые
- звуковые.
В седьмом классе мы начали знакомиться с механическими явлениями, изучению тепловых явлений мы посвятили почти 2 четверть, а теперь вплотную займемся изучением электрических явлений. Что же мы с вами будем изучать? На этот вопрос вы ответите мне сами. Распределите предложенные физические явления.
На доске вывешиваю явления:
- таяние снега
- молния
- радуга
- гром
- электрический ток
- дождь
- движение автомобиля
- магнит притягивает гвоздь.
Заполняем примерами схему.
Давайте дополним схему другими примерами электрического явления, с которым вы сталкиваетесь в жизни.
Сегодня мы будем изучать явление, которое поможет объяснить процессы, с которыми вы сталкиваетесь в жизни каждый день.
-Кто гладил кошку? А против шерсти? А ночью?
-Кто сдергивал синтетическое покрывало с постели или снимал футболку из синтетики через голову? А в темной комнате? Что вы слышали? А что вы видели? Искра- маленькая молния-это что такое? Какое это явление?
Поэтому тема нашего урока: «Электризация тел. Два рода зарядов». Записываем в тетради тему урока.
Давайте с вами вместе сформулируем цель нашего урока:
-Каждый должен узнать……
-Каждый должен познакомиться…
- Каждый должен научиться….
2. Изучение нового материала
Давайте все вместе проведём простой опыт: на столах у вас лежат две полоски бумаги и полиэтиленовая плёнка. Предлагаю вам приблизить эти полоски бумаги друг к другу. Мы видим, что они не взаимодействуют друг с другом. А теперь накройте полоски бумаги плёнкой и потрите плёнку руками. Затем возьмите полоски бумаги в руки и поднесите их друг к другу.
Q: Что вы наблюдаете?
А: Полоски бумаги отталкиваются друг от друга.
Такие явления взаимодействия тел были обнаружены ещё 2 500 лет назад древнегреческим учёным Фалесом Милетским.
Выступление учащейся
В VI веке до нашей эры древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск «электрон» — что значит «солнечный камень». Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Философ не смог сразу объяснить происходящее своей дочери, но похвалив за внимательность, обещал подумать. Вечером Фалес, пробуя очистить веретено, заметил, что при натирании веретена в темноте видны искры. «Тут есть о чём подумать и поразмыслить с моими учениками», - решил Фалес. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, и в первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо. А явление замеченное дочерью Фалес назвал электричеством от слова электрон (янтарь).
Английский врач и естествоиспытатель Ульям Гильберт конце 16 –начале 17 века выяснил в, что при трении могут электризоваться многие вещества: алмаз, сапфир, сургуч и что притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комки земли и даже воду и масло.
Давайте проверим действительно ли могут электризоваться разные тела. Возьмите в руки ваши ручки и потрите их о волосы. После этого поднесите к листочкам бумаги. Наблюдаем явление электризации. Возьмите линейку, лежащую на столе потрите ее о бумагу, поднесите к мелким листочкам. Наблюдаем явление электризации. Надуйте шарики, лежащие у вас на столе, потрите их о полиэтилен, поднесите к новогодней мишуре.
Из всех этих опытов делаем выводы. (Записывают в тетрадь)
1. Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества.
2.Электризация – явления, в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела.
3. В электризации участвуют два тела.
Возникающие при электризации тел силы назвали электрическими силами.
Уже в ХVI веке выяснилось, что также электризуются и алмаз, сера, смола, стекло и т.д.
Электризация тел может происходить не только при трении, но и при соприкосновении, облучением светом и т. д.
Давайте выясним, как взаимодействуют между собой наэлектризованные тела?
Опыт № 1. Натираем эбонитовую палочку шерстью или мехом и прикасаемся к гильзе №1 и гильзе №2. И мы видим, что гильзы отталкиваются друг от друга.
Опыт № 2. Натираем стеклянную палочку шёлком и прикасаемся ко второй гильзе, предварительно разрядив её рукой. И мы видим, что гильзы притягиваются.
Объяснение: В первом опыте обеим гильзам передавали заряды одного вида, поэтому гильзы отталкивались. Во втором опыте обеим гильзам передавались заряды разных видов, поэтому гильзы притягивались.
Вывод: Существуют заряды двух видов:
Представление о видах заряда, было введено в 1747 году американским ученым Бенджамином Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех приобретает отрицательный заряд. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным. Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит поразному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.
Два рода заряда
Отрицательный Положительный
(эбонит о мех) (стекло о шелк)
Мы уже узнали, что существует два рода заряда, положительный и отрицательный. Выясним как они взаимодействуют.
Демонстрация. Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех. Получим отрицательный заряд, сообщим его султану. Зарядим стеклянную палочку о шелк и поднесем ее к султанам. Султан будет притягиваться к палочке. Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех, поднесем к султану. Листочки султана оттолкнуться.
Делаем вывод и записываем в тетрадь:
- заряды одного знака отталкиваются
- заряды разного знака притягиваются.
Физ.минутка:
- Что нужно сделать, чтобы наэлектризовать тело?
- Трем одной рукой, трем другой рукой, трем двумя руками!
- Трем одной ногой, трем другой ногой, трем обеими ногами!
- Представьте, что обе ваши руки заражены отрицательно. Что будет происходить если их соединять? Повторите несколько раз.
О пользе и вреде электризации:
А) Корпус автомобиля заряжают положительно, а частички краски отрицательно. Происходит взаимодействие и равномерная окраска.
Б) Сильные электрические поля используют в медицине «аэрозоль». Более мелкие частицы глубже проникают в лёгкие.
В) Электрокопчение. Рыбу зарядили положительно, дым отрицательно. Копчение происходит за несколько минут.
Вред:
А) При трении о воздух электризуется самолёт. Если сразу подвести трап, может произойти сильный разряд. Возможен пожар. Вначале с самолёта спускают металлический трос, для снятия излишнего заряда. Происходит разрядка самолёта при взаимодействии троса с землёй.
3. Первичный контроль:
Теперь давайте проверим, что вы усвоили о взаимодействии заряженных тел.
Помогите определить заряды тел. (Распечатки на доске.) Выполняем вместе с учащимися.
Теперь давайте посмотрим, как вы усвоили, что такое электризация.
Продолжите предложения:
Тело, которое
наэлектризовано
…
притягивает к себе другие тела
2. Электрические заряды бывают… положительными. отрицательными.
3. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено….. отрицательно
4. Тело можно наэлектризовать … трением
ЦОР. Тест по родам зарядов. (работаем вместе)
4. Закрепление
Выполнение тестовой работы по новому материалу.
Каждому ученику раздаются карточки по вариантам. Через 3 минуты откладывают ручки и передают для проверки работу своему соседу. На доске записываются ответы. Ученику ставят себе оценку по определенной шкале.
Ответы: Вариант 1: А, В, А, А, В. Вариант 2: Б, Б, Б, Б, Б.
5. Подведение итогов.
Что узнали?
Чему научились?
Что понравилось?
Что было сложным?
6. Рефлексия.
В конвертиках лежат смайлики с различным настроением. Выберите тот который подходит вам.
7. Домашнее задание: §§25,26. Понаблюдать у себя дома электризацию тел.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат