Статья «Развитие межполушарного взаимодействия по средствам игры с песком в коррекционно-развивающей работе с детьми ДОУ»
Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление.
Мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.
Схематично наш мозг можно представить следующим образом, где каждое полушарие выполняет свою функцию:
Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание. Отвечает за логику и анализ – анализирует все факты. Числа и математические символы распознаются также левым полушарием. Контроль за движением правой половины тела осуществляет левое полушарие. Поэтому, когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила от левого полушария.
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. Также оно отвечает за способности к изобразительному искусству и способность воспринимать музыку. Эмоции также тесно связаны с правым полушарием. Оно может одновременно обрабатывать много разнообразной информации, способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. И, соответственно, контролирует движения левой половины тела.
Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
На сегодняшний день наблюдая и диагностируя дошколят, все и больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с задержкой психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т. е. наблюдается вялость мышц.
И моя задача на коррекционно-развивающих занятиях работать над решением этих проблемы. Благо психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для этого и мне не нужно изобретать велосипед. Это различные кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Так, например, техника «Полушарное рисование песком», которая относится к арт-терапевтическим приемам и позволяет решать сразу несколько задач на занятии:
развитие межполушарного взаимодействия;
развитие мелкой моторики, что способствует развитию речи и мозга;
развитие фантазии и воображения, памяти и координации движений;
во время рисования снимается напряжение, зажатость, дети становятся более раскованными и расслабленными.
В своей коррекционно-развивающей работе с детьми я использую песочницу, световые столы и цветной песок. Игры схемы, шаблоны, трафареты, доски предполагаемого для рисования левой и правой руки. Схемы могут быть как симметричными (зеркальными), так и несимметричными, что является более сложным уровнем.
Предлагаемые игры позволяют развивать межполушарное взаимодействие, создавать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Задания предлагаются детям в игровой форме, что делает доступной своеобразную тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста, создаются условия для психического здоровья детей, а это главная задача психолога в образовательном учреждении и одна их важнейших задач ФГОС.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат