Развитие цветового восприятия учеников первого года обучения художественной школы или художественного отделения школы искусств на занятиях по пленэру.
Постникова Л.А.
преподаватель БМБУ ДО «ДШИ № 2»
г. Березовский, Свердловская обл.
Пленэрные занятия являются неотъемлемой частью обучения детей изобразительному искусству в художественной школе и школах искусств художественного отделения. В течении первого года обучения ученики художественных школ и школ искусств художественного отделения на уроках живописи узнают о свойствах цвета: тон, светлота, насыщенность. Весь учебный год выполняли упражнения акварелью и писали натюрморт с искусственным источником света-софит. Ученики умеют намешивать оттенки цветов теплые и холодные и умеют передавать объём на предметах. Знают особенности акварели и умеют ею пользоваться. В конце учебного года первоклассники в первый раз выходят на пленэр в мае и июне. На пленэре живописные задачи усложняются. На «воздухе» быстро меняется освещение от теплого до холодного иногда и рассеянное. Как переходной этап от натюрморта к частично самостоятельной работе на пленэре преподаватели разрабатывают и дают ученикам живописные упражнения. Упражнения - это задание, предложенное в любой форме, но направленное лишь на отработку у учащихся умений и навыков. Упражнения расширяют теоретические знания о цвете, направленны развить цветовосприятие глаза и помочь увидеть разные цветовые оттенки в природе, закрепляют навыки владения акварелью. Упражнения создают в обучении ситуацию успеха, быть уверенными и самостоятельными на пленэре. Знания, полученные в упражнении, закрепляется частично-самостоятельным заданием на пленэре.
Передо мной стояла задача как быстро и научить намешивать сложные оттенки зеленого и серого цвета. Чтобы ученики могли их самостоятельно «увидеть» и намешать. Для развития цветового восприятия я выделила следующие наглядные методы и приемы воспитания: показ образца, показ способа действия, наблюдение, обсуждение, эксперимент-исследование. Перемещая занятия на природу, где большое пространство, первоклассники быстро отвлекаются от задания. Ученики со слабой самоорганизационной способностью быстро теряется. Самоорганизация — это особый вид деятельности человека, характеризующийся целеустремленностью, активностью, мотивированностью, самостоятельностью и ответственностью. Не у всех детей к 10-11 годам хорошо развита самостоятельность и ответственность.
Упражнения выполняются в кабинете, где внимание школьников сконцентрировано на преподавателя и на задании. Каждое задание выполняют по 45 минут за столами, формат акварельной бумаги А4, акварель завода Санкт-Петербург 24 цвета. Упражнения как теория, закрепляется практическим заданием на пленэре. Преподаватель дает варианты замешивания оттенков зеленого цвета, и затем идем в парк писать деревья. На второй день выполняют упражнение по смешиванию серого цвета и пишем этюд неба.
1 Задание. «Зеленый цвет и его оттенки». По образцу за компоновать карандашом силуэты разных деревьев. Объясняя и рассуждая о форме, высоте и ширине пород деревьев. Ученики вместе с преподавателем закрашивают силуэты, используем технический способ наложения акварели на бумагу «Заливки», «Цветовые растяжки». Преподаватель демонстрирует на своей работе сверяясь со своим образцом, комментирует что и как замешивает, называет фирменные названия акварельных красок. Начинаем с самого простого- зеленые цвета из красочного набора красок разводим на палитре водой светлее-насыщеннее. Смешиваем основные цвета-разные краски жёлтого и синего цвета, получаем разные оттенки зеленого цвета. Полученными замесами закрашиваем силуэты деревьев и выкладываем на полях работы (можно подписать, что с чем смешивали). Зеленый цвет теплых и холодных оттенков зависит от того какой краски больше в замесе теплой или холодной. Детям предложить самим поэкспериментировать и создать оттенок зеленого цвета. Получаем неожиданный зеленый оттенок при смешивании желтой и черной краски. После окончания упражнения, второе задание «Этюд дерева в среде» выполняем в парке. Цель закрепить полученные знания. Задача увидеть и повторить замесы зеленого цвета, смешивая 2-3 цвета получить как можно больше оттенков.
2 задание. «Серый цвет и его оттенки». Серый цвет самый богатый и разнообразный на оттенки. По образцу за компоновать карандашом силуэты облаков. Объясняя и рассуждая какие по форме они бывают «слоистые», «перистые», «кучевые», «дождевые». На поле с боку от работы сначала выкладываем оттенки серого цвета. Самое простое черный цвет, разведенный водой, оттенки светлые, насыщенные. На палитре смешиваем краски. Лимонная с фиолетовым, желтый средний с ультрамарином, оранжевый с кобальтом, карминовая с изумрудной, лимонный+оранжевый+черный.
Преподаватель демонстрирует живописную часть, дети смотрят и повторяют. Технические акварельные приемы «по влажной бумаге», «лессировка». Выполняем два маленьких упражнения на разные состояния неба. 1 упражнение- солнечная погода. Смачиваем бумагу, 1 слой-золотистая охра, 2 слой- только небо бледный фиолетовый (он смешивается с охрой), 3- тени на облаках ультрамарин, 4- уточнение формы облаков, тона и цвета.
2 упражнение- пасмурная погода. Смачиваем бумагу, 1 слой-«серебро» (1слой-лимонная,2слой- оранжевый, 3 слой-черный краски наносят последовательно слой за слоем на бумаге частично смешиваются), 2- облака пасмурного неба закрашиваем замесом на палитре черный+ультрамарин. После окончания упражнения «Серый цвет и его оттенки» идем в парк выполняем этюд неба.
Живописные упражнения для учеников первого года обучения на занятиях по пленэру, помогают приобретать знания о цвете, развивают цветовое восприятие, закрепляют умения и навыки владения акварелью. Развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к родной природе.
Литература
1. Волков Н.Н. Цвет в живописи. -М. 1985.
2. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве – СПб.: Питер, 2006
3. Залегина, Елизавета Владимировна. Книга про цвет. -Москва:Бомбора. 2022
4. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи- М. 1957.
5. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие, Высшая школа - М., 1992
6. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе - М.: Просвещение, 2006
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат