Интерактивные рабочие листы на уроках ОБЖ: возможности и преимущества.
Смирнова И.В.,
преподаватель-организатор ОБЖ,
МОУ «Державинский лицей»
РФ, г. Петрозаводск
Появлению предмета ОБЖ способствовали колоссальные по масштабам и последствиям техногенные катастрофы, произошедшие на территории СССР в 80-е гг. XX столетия: катастрофа теплохода «Александр Суворов» в результате столкновения с пролётом Ульяновского моста через Волгу (5 июня 1983 г.), взрыв четвёртого ядерного реактора на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.), химическая авария с выбросом аммиака на производственном объединении «Азот» в г. Ионаве (20 марта 1989 г.), взрыв двух пассажирских поездов под Уфой в результате протечки трубопровода и выброса сжиженной газово-бензиновой смеси (3 июня 1989 г.).
Интеграция понятий «культура» и «безопасность» впервые была предложена Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. в ходе анализа причин и оценки последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Был сделан обоснованный вывод о том, что одной из главных причин катастрофы стало отсутствие культуры безопасности как квалификационной и психологической подготовленности сотрудников. Тогда же стало формироваться убеждение в необходимости применения данной категории не только к техническому персоналу, но и к каждому человеку отдельно и обществу в целом.
В результате приказом Министерства образования РСФСР № 169 в 1991 г. в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности». С 1 сентября 1991 г. курс стал изучаться во 2, 3, 6, 7, 10 и 11 классах. Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с данным приказом главная цель изучения ОБЖ заключалась в формировании у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретении ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказывать помощь пострадавшим.
В Письме Министерства просвещения РФ от 12 октября 2020 г. N ГД-1736/03 “О рекомендациях по использованию информационных технологий” отмечается, что переход в дистанционный режим пройдет менее болезненным, если педагог будет "опираться на апробированные схемы и подходы, в первую очередь использовать образовательные онлайн-платформы в сети Интернет, специально созданные для взаимодействия педагогов и обучающихся, цифровые технологии в обычной практике, расширять применение таких IT-решений и получать о них обратную связь".
Какое оно, идеальное обучение для современного ребенка на уроках ОБЖ?
Обучение, где можно узнать что-то новое и актуальное сверх программы. На мой взгляд, одним из современных цифровых многофункциональных средств обучения используемых в обычной практике является "интерактивный рабочий лист".
Современному учителю ОБЖ, чтобы разнообразить самостоятельную деятельность учащихся, могут пригодиться интерактивные рабочие листы (ИРЛ). В зависимости от поставленной учебной задачи и способности учителя сконструировать ИРЛ, работа с интерактивными листами может включать в себя полный цикл учебных активностей – от погружения ученика в тему, и постановки проблемы до оценивания результатов ученической работы.
Рабочий лист- это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.
Интерактивным рабочим листом принято называть цифровое средство организации учителем учебной деятельности обучающихся с помощью облачных сервисов и веб-инструментов.
Интерактивный рабочий лист позволяет повысить интерес учащихся к обучению, предоставляет возможность каждому ученику выбрать свой темп для изучения материала. Эти особенности делают ИРЛ эффективным средством организации самостоятельной учебной деятельности.
Разработать ИРЛ может любой учитель на любом предметном содержании, набор способов для разработки листа можно попытаться выделить:
-включение элементов теста: открытые и закрытые задания.
-организации работы с текстом.
-проблемные задания с пошаговым выполнением.
-задания, направленные на умение классифицировать, структурировать.
Обратная связь от учителя в технологии ИРЛ чаще всего имеет вид комментариев на полях уже заполненного рабочего листа, либо развернутого текста с анализом результатов целой группы (включающего примеры и пояснения), предназначенного для сообщества класса, группы и т.д.
Для создания ИРЛ могут быть использованы сервисы и платформы: Live Worksheets, Wizer.me, Formative.
В зависимости от поставленной учебной задачи и способности учителя сконструировать ИРЛ, работа с интерактивными листами может включать в себя полный цикл учебных активностей - от погружения ученика в тему, и постановки проблемы до оценивания результатов ученической работы.
Типология ИРЛ:
-использование элементов веб-квеста - проблемных заданий, объединенных общей темой или идеей с элементами ролевой игры и с пошаговым описанием процедур;
-включение элементов теста, сочетающего открытые и закрытые вопросы;
-разработку системы заданий на функциональную грамотность чтения при работе со сплошными и не сплошными текстами;
-использование системы упражнений, направленных на развитие умений структурирования и классификации информации, умения отбирать главное и второстепенное, схематизировать и т.д. В основном, это графические листы;
-конструирование заданий на поиск, отбор, преобразование интерпретацию информации из Интернета.
Целью работы с интерактивным «рабочим листом» является не запоминание или повторение конкретного учебного материала, а овладение новым способом действия.
Интерактивный рабочий лист:
-помимо рабочей части, всегда содержит название/подпись и короткую инструкцию для работы с ним;
-предназначен для самостоятельной работы учеников на уроке или дома;
- конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материала листа, активную работу ученика с ним;
-работа с листами подразумевает свободное использование любых источников информации (как бумажных, так и Интернет-источников).
Говоря о результате работы с рабочими листами, следует отметить, что вероятность их одинакового заполнения крайне мала, вследствие этого электронные листы не оцениваются с точки зрения «правильности».
Основными достоинствами рабочих листов являются:
-возможность неоднократного копирования, как учеником, так и учителем;
-комментирование работ с последующим редактированием содержания либо ответов;
-быстрота замены информации на уже созданном листе;
-возможность заполнения в домашних условиях (при актированных днях, болезни ребёнка, в качестве дополнительного домашнего задания).
Помимо достоинств существуют естественно и недостатки: большое количество бумаги и краски.
Примеры ИРЛ, созданные в программе Microsoft Word (ворд), которые можно использовать на уроках ОБЖ, изучая, повторяя и закрепляя различный материал.
ИРЛ – это инструмент организации самостоятельной учебной деятельности,
способствующий формированию самообразовательных умений.
Как любой методический ресурс, рабочий лист имеет свои достоинства
и недостатки. Его создание и использование должно базироваться на
законах и закономерностях дидактики, психологии, предметной методики.
Грамотное и методически оправданное применение рабочих листов на уроках ОБЖ позволит повысить интерес учащихся к предмету, поможет формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
Список литературы и источников:
Панова Е. Д. Рабочий лист как инструмент формирующего оценивания
[Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/650233
Рыдзе О. А. Организация самостоятельной работы на основе средств обуче-
ния // Ценности и смыслы. 2018. No 5 (57). С. 166–175.
Файзуллина С. Роль рабочего листа в управлении учением // Актуальные
научные исследования в современном мире. 2019. No 6–7 (50). С. 94–96.
https://worksheets.ru/catalog/
http://didaktor.ru/na-sajte-liveworksheets-poyavilis-interaktivnye-rabochie-listy-na-russkom-yazyke/
https://www.eduneo.ru/interaktivnye-rabochie-listy-kak-novyj-sposob-poznavatelnyx-dejstvij-detej-na-primere-poiska-vesennego-probuzhdeniya-prirody/
https://www.1urok.ru/categories/8/articles/33758
file:///C:/Users/User/Downloads/czifrovye-instrumenty(1).pdf
file:///C:/Users/User/Downloads/Trebovaniya.k.razrabotke.INTERAKTIVNYKh.RABOChIKh.LISTOV(1).pdf
http://didaktor.ru/kak-sozdat-interaktivnyj-rabochij-list-v-word/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат