УДК 373.2
Т.И.Ильметова,
Г.А.Афанасьева.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье рассматривается проблема обеспечения партнерского взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации по стимулированию познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста. Основной акцент сделан на формах педагогического взаимодействия главных субъектов педагогической деятельности.
Ключевые слова: педагогический процесс. воспитательная деятельность, педагогическое взаимодействие, дети дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация, семья, родители, педагогический коллектив, познавательно-исследовательская активность.
В настоящее время мы становимся очевидцами кардинального реформирования устоявшейся системы образования на всех этапах его функционирования в связи с переводом его в режим дистанционного интерактивного обучения. При этом дошкольная и начальная ступени продолжат работать в традиционном офлайн режиме. Тем более серьезная ответственность сегодня возлагается на систему дошкольного образования, потому что именно от ее результативности в решающей степени будет зависеть полноценное функционирование личности в будущем и ее успешная социализация. Иначе говоря, системы дошкольного и начального образования обязаны компенсировать подрастающему поколению недостаточность воспитательной компоненты на последующих этапах его образования. Если мы сможем создать мощный фундамент для самоактуализации индивида в будущем, то это станет гарантом не только его личного, но и общественного благополучия в целом.
Общеизвестно, что успех любой воспитательной практики напрямую зависит от сотрудничества всех субъектов образовательного процесса. Поэтому добиться результативного функционирования системы дошкольного образования вне слаженного взаимодействия педагогического и родительского коллективов будет весьма затруднительно и малоэффективно. И потому актуальность проблемы обеспечения активного взаимодействия семьи и педагогов дошкольных образовательных организаций не подвергается никакому сомнению. В свете кардинальной смены режима образования (имеется в виду перевод традиционной системы в формат онлайн обучения) крайне важно уже на этапе дошкольного образования в полной мере вооружить воспитанников умениями и навыками продуктивного исполнения познавательно-исследовательской деятельности, поскольку это поможет им в последующем самостоятельном приобретении знаний и расширении горизонтов познания окружающего мира – в этом и заключается содержание современного социального заказа школе на всех ступенях ее развития.
Прежде чем мы обратимся к методическому аспекту заявленной проблемы, следует дать ее сущностное определение. Подавляющее большинство ученых единодушно понимают познавательно-исследовательскую активность детей старшего дошкольного возраста как инициативный поиск, проявляемый ими в процессе познания окружающего мира, который выражается в устойчивой потребности к заинтересованному принятию информации, в желании уяснить суть изучаемого вопроса, углубить и систематизировать свои знания, в самостоятельном поиске ответов на волнующие их вопросы, в проявлении элементов креативности и творчества, в умении усвоить способы познания с последующим применением на другом материале.
Таким образом, задача родителей и педагогов состоит во всемерной поддержке и стимулировании познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста, потому что именно в этот возрастной период происходит быстрый рост всех мыслительно-познавательных процессов, когда мышление начинает играть особо важную роль в освоении ребенком окружающего пространства. Дошкольник проникается любознательностью, пытается ставить доступные его возрасту познавательные цели и задачи, охотно решает их путем различных исследований и экспериментов. Однако, без деятельной помощи со стороны взрослых, ему не обойтись. И здесь успех напрямую будет зависеть от характера взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации.
Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, оказывающих специфическое влияние на характер приобретаемого социального опыта и формирование личностных качеств ребенка. Каждый из данных институтов обладает собственным потенциалом в формировании картины мира, основ мировоззрения и становлении характера будущего взрослого человека. Воспитательные функции различны, однако, для всестороннего развития ребёнка жизненно важно их продуктивное взаимодействие. Активная совместная работа педагогов и родителей содействует укреплению синергетической направленности педагогического процесса, позволяя достигнуть консенсуса во взаимодействии всех его субъектов, что закономерно способствует усилению их воспитательного влияния.
Одной из результативных форм партнерского взаимодействия семьи и дошкольной организации являются родительские лектории и педобучи. Это связано с тем, что далеко не все родители обладают необходимыми педагогическими знаниями и имеют высокий уровень развития общепедагогической культуры. Поэтому в рении заявленной проблемы основная сила тяжести приходится все-таки на педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций. Понятно, что это закономерно увеличивает дополнительную нагрузку на педагогов, которые должны будут реализовывать еще и методическую функцию в отношении родительского коллектива, просвещая их в вопросах специфики психо-эмоционального и физиологического развития ребенка на конкретном этапе его возрастной эволюции, а также знакомя с широким арсеналом форм, средств и методов интеллектуально-умственного развития детей.
Поскольку большинство родителей занято на производстве, то в процессе реализации просветительской функции мы как раз и можем активно использовать возможности онлайн-обучения и проводить периодически видео-конференции и педагогические лектории на платформе ZOOM и др. Рекомендуемая тематическая подборка для занятий в формате родительского лектория может быть следующего плана:
Поколение
Z
(дети цифрового поколения) и его особенности.
Роль познавательно-исследовательской активности в жизни ребенка.
Специфика развития познавательно-исследовательской деятельности в 5-6 лет.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития познавательно-исследовательской активности детей в рамках семейного воспитания.
Педагогические технологии развития познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Следующей формой взаимодействия семьи и ДОО является участие в проектной деятельности, что также является не только гарантом развития познавательно-исследовательской активности детей, но и условием повышения педагогической компетентности родителей в сфере осуществления интеллектуально-умственного воспитания. Проектная деятельность очень широко используется в образовательной работе с детьми во многих дошкольных образовательных организациях, подтверждением чему служат регулярно проводимые в последние годы научно-исследовательские конференции «Первые шаги в науку», позволяющие охватывать широкий контингент детей и с раннего возраста вовлекать их в увлекательный мир научных исследований интересных для детства проблем и вопросов.
Следует заметить, что родители должны располагать равными с детьми и педагогами правами на отбор и корректировку тем исследования, содержания проектов, видов деятельности. Причем именно родители играют значительную роль в обеспечении ресурсов развития темы и воплощения идей. Задачу педагогов и родителей неправомерно сводить к тому, чтобы принудить ребенка выполнить то, что они считают важным и необходимым, а в том, чтобы ребенок спланировал свою деятельность, сделал выбор, нес ответственность за него, чтобы ребенок осознал важность и нужность предложенных взрослыми действий.
Не менее важной формой успешного партнерского взаимодействия семьи и детского сада в развитии познавательно-исследовательской активности детей является творческая мастерская, предоставляющая возможность свободы действий, максимального проявления инициативы, самовыражения через совместное создание творческих продуктов художественно-практической деятельности. Немаловажным моментом здесь является то, что в ходе совместного взаимодействия родителей, детей и воспитателей в рамках творческих мастерских у воспитанников формируется мелкая моторика рук, что весьма благотворно влияет на функции головного мозга и общее интеллектуально-умственное развитие ребенка.
Цель создания творческих мастерских: обеспечение свободного самовыражения и поддержки инициативы детей и взрослых для активизации педагогической позиции родителей, укрепление детско-родительских отношений, участие родителей в жизни детского сада. Реализуется данная цель при последовательном решении ряда педагогических задач:
создать
необходимые
условия для творческой самореализации участников
воспитательного
процесса;
развивать у детей творческие способности,
креативное
мышление, познавательный интерес через совместную творческую деятельность взрослого и ребенка;
расширять сферу участия родителей в педагогическом процессе и жизни образовательного учреждения.
Как правило, работа творческих мастерских традиционно осуществляется в несколько взаимосвязанных этапов.
Подготовительный этап направлен на «оживление» увиденной или услышанной информации, в ее творческой репродукции. Родители должны побуждать интерес к объекту, формируя глубокие и яркие представления у детей: подбирают литературу по теме, посещают выставки с детьми, читают произведения об объектах просмотр фильмов, иллюстраций по тематике
Практический этап ориентирован на созидательно-творческую деятельность, что требует активного использования полученных знаний и представлений (выход на творчество).
Заключительный этап находит выражение в презентациях подготовленных работ как результат совместной деятельности.
Безусловно, что в реальной практике форм и технологий продуктивного партнерского сотрудничества семьи и детской образовательной организации довольно много, мы же остановили свое внимание на наиболее результативных и популярных формах педагогического взаимодействия главных субъектов образовательного процесса в вопросах развития познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат