Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Работа №48023

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа:

УДК 373.2

Т.И.Ильметова,

Г.А.Афанасьева.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье рассматривается проблема обеспечения партнерского взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации по стимулированию познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста. Основной акцент сделан на формах педагогического взаимодействия главных субъектов педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогический процесс. воспитательная деятельность, педагогическое взаимодействие, дети дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация, семья, родители, педагогический коллектив, познавательно-исследовательская активность.

 

В настоящее время мы становимся очевидцами кардинального реформирования устоявшейся системы образования на всех этапах его функционирования в связи с переводом его в режим дистанционного интерактивного обучения. При этом дошкольная и начальная ступени продолжат работать в традиционном офлайн режиме. Тем более серьезная ответственность сегодня возлагается на систему дошкольного образования, потому что именно от ее результативности в решающей степени будет зависеть полноценное функционирование личности в будущем и ее успешная социализация. Иначе говоря, системы дошкольного и начального образования обязаны компенсировать подрастающему поколению недостаточность воспитательной компоненты на последующих этапах его образования. Если мы сможем создать мощный фундамент для самоактуализации индивида в будущем, то это станет гарантом не только его личного, но и общественного благополучия в целом.

Общеизвестно, что успех любой воспитательной практики напрямую зависит от сотрудничества всех субъектов образовательного процесса. Поэтому добиться результативного функционирования системы дошкольного образования вне слаженного взаимодействия педагогического и родительского коллективов будет весьма затруднительно и малоэффективно. И потому актуальность проблемы обеспечения активного взаимодействия семьи и педагогов дошкольных образовательных организаций не подвергается никакому сомнению. В свете кардинальной смены режима образования (имеется в виду перевод традиционной системы в формат онлайн обучения) крайне важно уже на этапе дошкольного образования в полной мере вооружить воспитанников умениями и навыками продуктивного исполнения познавательно-исследовательской деятельности, поскольку это поможет им в последующем самостоятельном приобретении знаний и расширении горизонтов познания окружающего мира в этом и заключается содержание современного социального заказа школе на всех ступенях ее развития.

Прежде чем мы обратимся к методическому аспекту заявленной проблемы, следует дать ее сущностное определение. Подавляющее большинство ученых единодушно понимают познавательно-исследовательскую активность детей старшего дошкольного возраста как инициативный поиск, проявляемый ими в процессе познания окружающего мира, который выражается в устойчивой потребности к заинтересованному принятию информации, в желании уяснить суть изучаемого вопроса, углубить и систематизировать свои знания, в самостоятельном поиске ответов на волнующие их вопросы, в проявлении элементов креативности и творчества, в умении усвоить способы познания с последующим применением на другом материале.

Таким образом, задача родителей и педагогов состоит во всемерной поддержке и стимулировании познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста, потому что именно в этот возрастной период  происходит быстрый рост всех мыслительно-познавательных процессов, когда мышление начинает играть особо важную роль в освоении  ребенком окружающего пространства. Дошкольник проникается любознательностью, пытается ставить доступные его возрасту познавательные цели и задачи, охотно решает их путем различных исследований и экспериментов. Однако, без деятельной помощи со стороны взрослых, ему не обойтись. И здесь успех напрямую будет зависеть от характера взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации.

Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, оказывающих специфическое влияние на характер приобретаемого социального опыта и формирование личностных качеств ребенка. Каждый из данных институтов обладает собственным потенциалом в формировании картины мира, основ мировоззрения и становлении характера будущего взрослого человека. Воспитательные функции различны, однако, для всестороннего развития ребёнка жизненно важно их продуктивное взаимодействие. Активная совместная работа педагогов и родителей содействует укреплению синергетической направленности педагогического процесса, позволяя достигнуть консенсуса во взаимодействии всех его субъектов, что закономерно способствует усилению их воспитательного влияния.

Одной из результативных форм партнерского взаимодействия семьи и дошкольной организации являются родительские лектории и педобучи. Это связано с тем, что далеко не все родители обладают необходимыми педагогическими знаниями и имеют высокий уровень развития общепедагогической культуры. Поэтому в рении заявленной проблемы основная сила тяжести приходится все-таки на педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций. Понятно, что это закономерно увеличивает дополнительную нагрузку на педагогов, которые должны будут реализовывать еще и методическую функцию в отношении родительского коллектива, просвещая их в вопросах специфики психо-эмоционального и физиологического развития ребенка на конкретном этапе его возрастной эволюции, а также знакомя с широким арсеналом форм, средств и методов интеллектуально-умственного развития детей.

Поскольку большинство родителей занято на производстве, то в процессе реализации просветительской функции мы как раз и можем активно использовать возможности онлайн-обучения и проводить периодически видео-конференции и педагогические лектории на платформе ZOOM и др. Рекомендуемая тематическая подборка для занятий в формате родительского лектория может быть следующего плана:

Поколение

Z

(дети цифрового поколения) и его особенности.

Роль познавательно-исследовательской активности в жизни ребенка.

Специфика развития познавательно-исследовательской деятельности в 5-6 лет.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития познавательно-исследовательской активности детей в рамках семейного воспитания.

Педагогические технологии развития познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

Следующей формой взаимодействия семьи и ДОО является участие в проектной деятельности, что также является не только гарантом развития познавательно-исследовательской активности детей, но и условием повышения педагогической компетентности родителей в сфере осуществления интеллектуально-умственного воспитания. Проектная деятельность очень широко используется в образовательной работе с детьми во многих дошкольных образовательных организациях, подтверждением чему служат регулярно проводимые в последние годы научно-исследовательские конференции «Первые шаги в науку», позволяющие охватывать широкий контингент детей и с раннего возраста вовлекать их в увлекательный мир научных исследований интересных для детства проблем и вопросов.

Следует заметить, что родители должны располагать равными с детьми и педагогами правами на отбор и корректировку тем исследования, содержания проектов, видов деятельности. Причем именно родители играют значительную роль в обеспечении ресурсов развития темы и воплощения идей. Задачу педагогов и родителей неправомерно сводить к тому, чтобы принудить ребенка выполнить то, что они считают важным и необходимым, а в том, чтобы ребенок спланировал свою деятельность, сделал выбор, нес ответственность за него, чтобы ребенок осознал важность и нужность предложенных взрослыми действий.

Не менее важной формой успешного партнерского взаимодействия семьи и детского сада в развитии познавательно-исследовательской активности детей является творческая мастерская, предоставляющая возможность свободы действий, максимального проявления инициативы, самовыражения через совместное создание творческих продуктов художественно-практической деятельности. Немаловажным моментом здесь является то, что в ходе совместного взаимодействия родителей, детей и воспитателей в рамках творческих мастерских у воспитанников формируется мелкая моторика рук, что весьма благотворно влияет на функции головного мозга и общее интеллектуально-умственное развитие ребенка.

Цель создания творческих мастерских: обеспечение свободного самовыражения и поддержки инициативы детей и взрослых для активизации педагогической позиции родителей, укрепление детско-родительских отношений, участие родителей в жизни детского сада. Реализуется данная цель при последовательном решении ряда педагогических задач:

создать

необходимые

условия для творческой самореализации участников

воспитательного

процесса;

развивать у детей творческие способности,

креативное

мышление, познавательный интерес через совместную творческую деятельность взрослого и ребенка;

расширять сферу участия родителей в педагогическом процессе и жизни образовательного учреждения.

Как правило, работа творческих мастерских традиционно осуществляется в несколько взаимосвязанных этапов.
Подготовительный этап направлен на «оживление» увиденной или услышанной информации, в ее творческой репродукции. Родители должны побуждать интерес к объекту, формируя глубокие и яркие представления у детей: подбирают литературу по теме, посещают выставки с детьми, читают произведения об объектах просмотр фильмов, иллюстраций по тематике
Практический этап ориентирован на созидательно-творческую деятельность, что требует активного использования полученных знаний и представлений (выход на творчество).
Заключительный этап находит выражение в презентациях подготовленных работ как результат совместной деятельности.

Безусловно, что в реальной практике форм и технологий продуктивного партнерского сотрудничества семьи и детской образовательной организации довольно много, мы же остановили свое внимание на наиболее результативных и популярных формах педагогического взаимодействия главных субъектов образовательного процесса в вопросах развития познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×