Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие критического мышления на уроках биологии как показателя функциональной грамотности обучающегося.. Работа №48108

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие критического мышления на уроках биологии как показателя функциональной грамотности обучающегося.
Работа:

Филимоненко Ольга Петровна, учитель биологии

МОУ Харатская СОШ

 

Развитие критического мышления на уроках биологии как показателя функциональной грамотности обучающегося. (из опыта работы)

«Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».

                 Я.А.Коменский

Функциональная грамотность – рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Установлено, что наличие определенного уровня функциональной грамотности является предпосылкой развития компетенции личности.

Термин «компетенция» имеет отношение к области умений, и предусматривает способность личности применять личный опыт, знания, которые получены в период обучения в повседневной жизни, а также успешно адаптироваться в социуме.

Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся:

- получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;

- не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;

- при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.д.

Мышление это путь к познанию. Учение через познание.

Только возникает вопрос: как научить? Научить учеников думать, мыслить, рассуждать, сравнивать, доказывать.

На вопрос «Как научить?» Дает ответ технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это навык, который помогает понимать ребёнку для чего он учится, что и для чего он делает.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Человеческое восприятие устроено таким образом, что ему сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, подумать, для чего ему понадобятся полученные знания, и как их можно применить.  А технология развития критического мышления, в полной мере отвечает этим этапам.

Эта технология хороша ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда.  Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки.

Изучив методическую основу технологии, я применяю на своих уроках отдельные приемы данной технологии или провожу урок комплексно, согласно ТРКМ.

  В основе технологии развития критического мышления лежат три последовательных стадии урока: вызов – осмысление новой информации – рефлексия.

пп

Этапы

Действия

1

Вызов.

Методы, которые побуждают: высказывания; реплики; проблемные ситуации; какое – то противоречие; которое позволит вычленить что я знаю; провести ассоциацию, сгруппировать.

Ученик: Стадия познания, которая дает ученику применить, обобщить знания по данной теме.

Учитель: вызывает устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивирует ученика к учебной деятельности, побуждает к активной работе на уроке и дома.

Стадия «Вызов» похожа на актуализацию знаний в традиционном уроке, но приёмы и методы организации деятельности другие.   Стадия Вызова позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить к активной работе. Ученик вспоминает всё, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

2

Осмысление. Первичное закрепление знаний. Обсуждение в паре, группах.

Ученик: имеет возможность получить новую информацию, осмыслить ее и сравнить с уже имеющимися знаниями. (умение применить имеющие знания в новой ситуации)

Учитель: поддерживает, мотивирует, направляет.

На этой стадии учащийся вступает в контакт с новой информацией, самостоятельно и активно участвует в работе. Здесь используются такие приёмы, как: чтение текста с маркировкой по типу ИНСЕРТ, составление таблиц, работа с кластером и др.

3

Развитие (рефлексия) Вторичное закрепление темы через приемы:

исключить лишнее;

дописать предложение;

выстроить последовательность;

заполнить таблицу;

заполнить недостающее в кластерах.

Заполнить графу в таблице УЗНАЛ.

Ученик: обобщает свои знания через полученную информацию, переходит от частного к общему, целостному; формируется у каждого ученика собственное отношение к теме, изучаемому материалу и предмету.

Учитель: стремление понять, как отдельными учениками познается и воспринимается тема, осознание необходимости помочь ученику, используя подсказку, консультацию, в целях перестройки мыслительной деятельности .

На стадии «Рефлексия» основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

Технология КМ позволяет решать задачи:

образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Формы работы применяемые в ТРКМ:

-групповая, парная, работа в малых группах, фронтальная, что позволяет развивать УУД:

-регулятивные: определять, формировать учебную проблему, планировать, высказывать свою версию, определять успешность выполнения своего задания;

-коммуникативные УУД: высказать свою мысль (письменно, устно), слушать других (при обсуждении), участвовать в беседе (почему так, а не по -другому, проблемный диалог, побуждающий и подводящий);

-личностные: воспринимать информацию (учителя, ученика), оценивать собственные учебные действия, сравнивать разные точки зрения.

Дидактические приемы при проведении уроков с применением ТРКМ направлены на: а) реализацию логического мышления с включением критического; на формирование умений выдвигать гипотезу (проблему); задания, связанные с самонаблюдением.

Приемы, которые используются в ТРКМ:

мозговой штурм;

корзина идей (можно применять как на этапе вызова, так и на этапе осмысления);

рассказ по ключевым словам

(работа с текстом и выделение ключевых слов из текста, позволяющие подвести к теме, цели, задач

ам

).

правильные - неправильные суждени

я

;

выстроить логическую связь из понятий, свойств, процессов;

прием

«Верите ли вы?»

прием

«

К

то (что) здесь

лишний» (

не только определить

, но и объяснить);

составить кластер (или заполнить);

заполнение таблицы З-Х- У.

маркировка текста по типу

Инсерт

тонкие и толстые вопросы (тонкие

– на

вопрос

можно дать однозначный ответ, толстые

- вопросы проблемного характера)

прием

синквейн

прием

сводная (сравнительная) таблица и др.

II. Практическая часть.

Методические разработки заданий и приемы ТРКМ, которые я применяю на своих уроках:

Тема: Методы в биологии. (5класс) на этапе «Вызов» Прием «Ключевые слова»

Ученикам предлагаются задание, в которых они должны определить ключевые слова, которые подведут их к теме.

Задание 1.(для первой группы) Миша долго наблюдал за ласточкой, которая очень низко летала над водой.

Ученики: наблюдал за ласточкой. (наблюдение)

Задание 2.(для другой группы) Ученики первого класса посадили возле школы маленькую елочку. Все были в недоумении, когда же она вырастит? Любопытный Саша, каждый день бегал к елочке с линейкой и измерял ее.

Ученики: бегал к елочке с линейкой и измерял. (измерение)

Задание 3.(задание для третьей группы). В дневниках наблюдения за природой проанализируйте дни в начале месяца и в конце. Какие изменения произошли в природе.

Ученики: сравнивают температуру, какой был день, как изменились растения.(описание, наблюдение, сравнение)

Тема: Свойства живых организмов. (5 класс) на стадии «Вызов»

Прием « Мозговой штурм» ( через анализ процесса назовите свойство живых организмов).

Задание 1 ( для 1 группы)

1.Из проросших семян выросла пшеница. (рост)

2. Цапля поймала лягушку.(питание)

3. Под дубом лежало много желудей.(размножение)

4. Дед посеял репку. Выросла она большая пребольшая. (рост, развитие).

5.Волк со всей скоростью погнался за ягненком. ( движение, питание).

Задание 2. (для 2 группы)

1.Выделение углекислого газа и поглощение кислорода.(дыхание).

2. Кролик ест капусту.(питание)

3. Листья растения тянутся к свету.(рост, движение).

4. «Парашютики» одуванчика подхватил ветер и унес далеко.(движение).

5. Ласточка оберегала своих птенцов от назойливой кошки. (движение, защита, потомство).

Задание 3. (для 3 группы)

Сначала был я солнышком желтым, прилетали бабочки угощенья брали. Но вскоре вместо желтого цветка, появился хрупкий, легкий, легкий белый шарик. Чуть подул ветерок и шарика не стало. (питание, рост, развитие, движение, размножение.)

Задание на этапе ОСМЫСЛЕНИЕ: (для первичного закрепления)

Прием «Правильные неправильные суждения»:

1.Одуванчик питается через корень (+)

2. Кролик может синтезировать органические вещества. (-)

3. Растения создают для себя органические вещества. (+)

4. Животные передвигаются в пространстве с места на место. (+)

5. Одуванчик может перемещаться с места на место. (-).

6. Животные и растения имеют клеточное строение. (+).

5 класс. Тема: Бактерии.

На стадии «Вызов» Прием « Домысливание»

В одном царстве - государстве жили – были …. (?)

На весеннем лугу среди множества луговых трав росла ромашка. Она выделялась среди других растений необычной формой цветка, напоминающее солнышко. К ней в гости прилетали бабочки, что-то тихо- тихо шептали ей на ушко. Ромашка в ответ только улыбалась и становилась еще привлекательней. Радовало ее солнышко, теплый дождик, легкий ветерок. Но вот пришла осень. Листочки начали опадать, желтеть. Ромашка наша тоже изменилась, куда девалась прежняя ее красота?! Загрустила ромашка. Но ветерок что –то тихо нашептывал: не грусти это так надо, это твоя защита. Ромашка не понимала, какая еще защита? Продолжала грустить. Ее листочки тихо отрывались и ложились на землю, туда где лежали листья других обитателей луга. Так она зимовала. Наступила весна, и наша ромашка снова появилась на прежнем месте, она росла и развивалась, одевалась в свой белый наряд. Оглядывалась вокруг себя ромашка, хотела увидеть старые листочки, которые укрывали ее под снегом. Но они очень изменились и их трудно было узнать. Что же с ними случилось? Кто побывал здесь, кто похозяйничал здесь? А в ответ она слышала только легкий шепот «Это мы, мы…»

Прочитайте текст, проанализируйте информацию и ответьте на вопросы: какие организмы были в гостях у ромашки? какие свойства живых организмов можно выделить; с какими факторами природы связаны свойства; кто нашептывал ромашке? кто хозяйничал на лугу? Что это за особые организмы? ( бактерии)

Найдите описание этих организмов в учебнике, и дайте им классификацию, используя прием «Смысловое чтение» с заполнением таблицы: вместо знака вопроса укажите необходимое слово по смыслу.

Группы бактерий

Значение в природе и жизни человека

1.разрушители

?

2.?

Возбудители холеры, чумы

3.молочнокислые

?

4.?

Образуют перегной

Тема: Ткани. 6 класс

В начале урока предлагается решить кроссворд с выбором буквы для получения ключевого слова, которое определит тему урока.

Задание 1.

1.Вязкая, жидкая, ее движение способствует транспорту веществ. (цитоплазма) (3-т).

2. Природная лаборатория. летка) (1-к)

3.Его много у картошки. (крахмал) (3-а).

4. Свойство клетки, ведущее к росту (деление) (5-н).

5. Свойство, которому нет цены (жизнь) (2-и).

Выписывают: Т-К-А-Н-И.(Ткани). Формируют тему и цели.

Для классификации тканей и определение их функций на основе строения предлагается

Задание 2. Прием «Ассоциации»

Ты бываешь гладкой и пушистой, можешь быть и мертвой, и живой.

Даже нитки, трубки и сосуды при себе всегда несешь.

А уж то! что можешь накопить ты, защитить, держать и заживить.

Может каждый в этом убедиться, если взор направить в микромир!

Ученики анализируют информацию в учебнике о тканях, сопоставляя, находят решение

Гладкая, пушистая – покровная; мертвая, живая – клетки покровной (пробка), проводящая, основная, образовательная. Нитки (волокна- механическая ткань), трубки (ситовидные трубки удлиненные безъядерные живые клетки); сосуды мертвые полые клетки, без перегородок).

Накопить- запас различных веществ (основная ткань); Защитить, держать: механическая, покровная; Заживить: при делении образуют новые клетки (образовательная).

Взор направить в микроскоп: ткани совокупность клеток.

Задание3. На закрепление темы. ( на стадии развития(рефлексии)

Прием «Восстанови текст»

1.Все органы растения имеют … строение.

2.Группу клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции, называют

3.Защитную функции выполняют …. ткани.

4.Живыми или мертвыми клетками, которые имеют вид трубок или сосудов, образованы … ткани.

5.Небольшие размеры, тонкую оболочку и относительно крупное ядро имеют клетки … ткани.

6.Прочность придают растениям … ткань.

7.Пространство между покровной, механической и проводящей тканями занимает …

(1 – клеточное; 2- ткань; 3-покровная; 4- проводящая; 5- образовательная; 6 - механическая; 7- основная).

Прием «Кластер» (гроздья) выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Алгоритм действий :

- Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на классной доске, или на другой поверхности, которую можно использовать для письма.

-Начните записывать слова или предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой. лист хлорофилл

ффф

 

глюкоза углекислый газ и т.п.

свет

Прием «Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их.

ТЕМА « Цветок» 6 класс

Учитель: Посмотрите на свои рисунки и вспомните, что вы уже знаете о цветке? А чтобы было сделать это легче, я предлагаю вам сделать краткие записи в правой колонке таблицы в сигнальных листиках, которые лежат у вас на столах.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

(учащиеся записывают свои личные знания о цветке в первую колонку. Обмениваются информацией и обсуждают ее.

Учитель: Ребята, у меня на доске точно такая же таблица и я предлагаю вам поделиться своими знаниями о цветке, а я занесу их в общую таблицу.(Оформление на доске)

Знаем

Хотим знать

Узнали

Эти приемы можно применять на стадии «Вызов», когда систематизируется информация до знакомства с основным источником(текстом) и на стадии « Рефлексия», когда корректируются знания.

Прием « Инсерт» чтение с пометками (на стадии осмысления)
В дословном переводе с английского – означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Ученики читают текст параграфа и делают в нем соответствующие пометки:       

«!» - восклицательный знать, что известно;

 «+» - знаком «плюс» то, что не знал, но узнал из текста;

«-» - знаком «минус» то, противоречит тому, что вы знали;

«?» - вопросительный знак, если  не понял, но возникло желание узнать о чем-то подробнее.

Время на работу отводится в соответствии с объемом текста. Затем материал обсуждается, и информация заносится в кластер или таблицу.

Прием «Синквейн» можно использовать на любом уроке – этот приём как подведение итогов урока. Учащиеся пересматривают то,  что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. На данном этапе приобретается важное умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. 

Например,  синквейн по теме «Стебель»:

Стебель

Сложный, сильный.

Проводит, запасает, удерживает.

Важен в жизни растения, человека.

           Опора!

Таким образом, на каждой стадии учащиеся выполняют ряд задач и в итоге достигают определенных образовательных целей.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, не представляют для учителя новизны.  Вместо «вызова»  более привычно для учителя – актуализация знаний.  А «осмысление» - это изучение нового материала. Рефлексия в традиционном уроке – это первичное закрепление материала и итоги урока.

Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности ученика.

Теоретически всё просто, а на практике существуют определённые трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку, так как нет  готовых методических разработок, не на каждом уроке можно применить данную технологию, и пожалуй, самое главное – это катастрофическая нехватка времени на уроке.

А польза технологии очевидна. Школьник, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы.

 

 

              

 

 

    

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×