Дата публикации:
26.07.2022
Автор:
Ваилуа Галина Петровна
Название работы:
Практическая направленность на занятиях в современном образовании
Работа:
Ваилуа Галина Петровна, преподаватель
Лисинский лесной колледж
Практическая направленность на занятиях в современном образовании
Аннотация:
В статье рассмотрены: сущность реализациикомпетентностного подхода в обучении учащихся; ключевые компетенции в системе практических работ и практико-ориентированных заданий; практический метод обучения; исследовательский метод обучения; объяснительно-иллюстративный метод (или информационно-рецептивный) обучения; частично-поисковый метод обучения; практическая направленность.
Наряду с формированием системы прочных знаний у обучающихся в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными.
Одним из путей достижения перспектив является усиление практической направленности в обучении.
Практическая направленность – это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение различных знаний и умений в повседневной жизни.
1.Сущность реализациикомпетентностного подхода в обучении учащихся через практическую направленность на занятиях, заключается в создании методических разработок в системе практических работ и практико-ориентированных заданий, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся:
мотивационной (личностный рост, личная значимость учащихся);
ценностно-нормативной (осознать себя членом общества, жителем своего региона, гражданином РФ, жителем планеты Земля);
информационно-познавательной (умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование и анализ);
коммуникативной (умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей);
практико-созидательной (подготовка к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями).
Основные виды учебных действий учащихся - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ.
Практическая работа может быть определена, как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков.
Выполнение практических работ способствует развитию общеучебных умений, как компонентов стандарта по курсу занятия – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Вместе с тем, наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Практическая работа, как бы подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.
Практическая работа может быть и тренировочной, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения. Можно использовать практические работы с целью проверки уровня овладения обучающимися основными умениями и навыками, отражёнными в программе.
Практические работы ориентированы на формирование умений:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
находить и анализировать в разных источниках информацию;
приводить примеры объектов, явлений и процессов;
анализировать и составлять характеристику на основе различных источников информации.
Практические работы – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.
Специфика многих учебных предметов, предполагает обязательную практическую деятельность на занятиях, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета и учебными целями, которые определяются для каждой практической работы.
Предложенные варианты практических работ могут меняться в зависимости от реально существующих условий, могут предлагать более сложные варианты.
Определенные затруднения вызывает оценка качества выполнения учащимися практических работ. Объективность в такой оценке работ особенно важна в том случае, когда преподаватель использует практические работы с целью проверки уровня сформированности у учащихся теоретических знаний и практических умений.
Практические работы на занятиях могут выполняться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления.
В современной методической науке сложились различные классификации практических работ.
По уровню усвоения учащимися знаний и умений выделяют: обучающие, тренировочные и итоговые работы.
Обучающие работы выполняются под руководством преподавателя, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формирует задания для первичного закрепления действий учащимися.
Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем преподавателя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает преподаватель.
Итоговые работы выполняют контролирующую функцию: они выполняются учащимися с наибольшей степенью самостоятельности. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условиях, сходные с обучающимися и тренировочными работами, или в новые условия.
2.Методы практического обучения.
1. Практические методы обучения.
Объектами изучения представлены - карты, профили, графики, модели.
Учащиеся их сами создают, вычерчивают, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений, вычерчивают схемы связей.
2.Исследовательский метод обучения.
Суть этого метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно изучают новый для них материал. Задание преподавателя ставит их перед необходимостью пройти путь ученого, последовательно и сознательно применять общеучебные и специфические способы деятельности.
Главное назначение этого метода - приобщение к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового учебного материала, которое складывается из изучения фактов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обоснования их правильности.
В реальном учебном процессе этот метод применяется крайне редко, что объясняется рядом причин: большие затраты времени в сравнении с теми, которые необходимы для усвоения готового знания по тому же вопросу. Кроме того, учащиеся должны быть подготовлены к исследовательской работе посредством выполнения все усложняющихся заданий. Также методика исследовательского метода слабо разработана, отсутствуют достаточно полные рекомендации по его реализации в учебном процессе.
3.Объяснительно-иллюстративный метод обучения.
Предназначен для передачи учебной информации преподавателем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности.
С помощью этого метода закладывается основной запас знаний, на базе которых позже можно организовать самостоятельную работу.
Этот метод - один из наиболее экономных способов передачи знаний: за небольшой отрезок времени можно передать большой объем знаний. Учебную информацию можно передавать и современными техническими средствами.
Однако деятельность учащихся протекает лишь на первом уровне, они усваивают и воспроизводят готовую информацию. Степень самостоятельности учащихся в учебной деятельности очень мала.
4. Частично-поисковый метод обучения.
Применение этого метода учит самостоятельно выполнять отдельные шаги в целостном процессе учебного познания. Преподаватель предлагает часть учебного материала освоить самостоятельно. Предлагает высказать предположение на основе изученных фактов.
Задача при применении частично-поискового метода - научить самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся знания и умения, полученные в предшествующих курсах, темах и по другим предметам.
Чаще всего метод реализуется с помощью проблемных, творческих заданий, способ выполнения которых учащимся заранее не известен. Большую роль в этом методе играет эвристическая беседа, которая состоит из серии взаимосвязанных вопросов.
При всех своих достоинствах частично-поисковый метод не включает учащихся в целостный процесс познания, так как отдельные этапы этого процесса в их сознании разорваны. Большинство учащихся не понимают, не осознают связи между познавательными этапами. Таким образом, этот метод только подготавливает учащихся к самостоятельной творческой деятельности, но полностью обеспечить ее не может.
Форма представления результата практической работы также весьма разнообразна: текстовые, картографические, графические работы, статистические, а в последнее время очень популярны мультимедийные продукты (компьютерные презентации).
При этом практические работы выполняются, как без источника информации, так и с использованием одного или нескольких источников знаний.
Практические задания стимулируют самообразование и саморазвитие учащихся.
В зависимости от цели практической работы следует рассматривать и роль преподавателя. Если в процессе тренировочной работы преподаватель индивидуально занимается с теми учащимися, которые еще слабо усвоили практические навыки работы с источниками знаний, то итоговые практические работы целесообразно проводить на более высоком уровне самостоятельности. Анализ результата практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимым умениям.
Непосредственное наблюдение за деятельностью учащихся дает возможность вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения, определить глубину понимания изучаемых теоретических понятий.
Практика обучения указывает на необходимость совершенствования практической части программы. Наблюдается разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем знаний учащихся, особенно их умений.
Поправить сложившееся положение можно за счет усиления внимания к практическим методам обучения, за счет повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений, решить создавшуюся проблему невозможно обучающимися и тренировочными работами.
В реальной практической деятельности это возможно осуществить двумя путями:Первый путь: чётко формулировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач.
Второй путь: внедрение особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности, исходя из специфики изучаемого материала.
Применение практико-ориентированных, компетентностных заданий на уроке позволяют преподавателю решить несколько задач:
выявить уровень развития предметных знаний и умений учащихся;
оценить способность самостоятельно выбирать способы деятельности, необходимые для достижения поставленной цели в задании;
формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.
Заключение.
В современной практике обучения содержание термина практических работ очень широк. Практические работы позволяют не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания.
Новизна педагогического опытазаключается в расширении границ изучаемого предмета, выполнение новых ролей учащимися при создании проектов, развитие чувства ответственности за выполняемую работу.
Практическая деятельность учащихся по формированию умений сложна по своей психологической сути. В ее процессе происходит тесное взаимодействие знаниевого компонента с операциональным, проявляющееся в сочетании наглядно-чувственной, наглядно-действенной и эмоциональной сфер учащихся. Именно поэтому практическая работа, как форма организации учебной деятельности выступает необходимым средством познания и определенным этапом формирования мышления учащихся.
Практическая направленность - одно из приоритетных направлений современного базового образования, при котором становление обучающегося должно происходить в качестве активного субъекта процесса познания. При этом важно, чтобы реализация практической направленности осуществлялась в единстве современных требований и опыта.
Список литературы:
1.Веселова М.Н. - Информационно-педагогический бюллетень. Выпуск 2. Методические указания по разработке и проведению практических занятий. от 2.11.2018 г.
2. Маковкина Л.Н. Значимость практических работ в учебном процессе / Л. Н. Маковкина, Е. И. Сорокина, Д. В. Сыроежкина. — // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 46-47.
3. videouroki.net - Методические рекомендации по проведению практических работ.
4. infopedia.su – Организация и методика проведения практических работ
5. dpo-smolensk.ru - Особенности проведения практическихработ.
6. multiurok.ru - Практикум, как форма урока.
7. zaochnik.com - Практические методы и приемы обучения в педагогике8. kopilkaurokov.ru - Приемы проведения практических работ
Скачать работу
Лисинский лесной колледж
Практическая направленность на занятиях в современном образовании
Аннотация:
В статье рассмотрены: сущность реализациикомпетентностного подхода в обучении учащихся; ключевые компетенции в системе практических работ и практико-ориентированных заданий; практический метод обучения; исследовательский метод обучения; объяснительно-иллюстративный метод (или информационно-рецептивный) обучения; частично-поисковый метод обучения; практическая направленность.
Наряду с формированием системы прочных знаний у обучающихся в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными.
Одним из путей достижения перспектив является усиление практической направленности в обучении.
Практическая направленность – это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение различных знаний и умений в повседневной жизни.
1.Сущность реализациикомпетентностного подхода в обучении учащихся через практическую направленность на занятиях, заключается в создании методических разработок в системе практических работ и практико-ориентированных заданий, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся:
мотивационной (личностный рост, личная значимость учащихся);
ценностно-нормативной (осознать себя членом общества, жителем своего региона, гражданином РФ, жителем планеты Земля);
информационно-познавательной (умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование и анализ);
коммуникативной (умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей);
практико-созидательной (подготовка к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями).
Основные виды учебных действий учащихся - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ.
Практическая работа может быть определена, как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков.
Выполнение практических работ способствует развитию общеучебных умений, как компонентов стандарта по курсу занятия – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Вместе с тем, наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Практическая работа, как бы подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.
Практическая работа может быть и тренировочной, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения. Можно использовать практические работы с целью проверки уровня овладения обучающимися основными умениями и навыками, отражёнными в программе.
Практические работы ориентированы на формирование умений:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
находить и анализировать в разных источниках информацию;
приводить примеры объектов, явлений и процессов;
анализировать и составлять характеристику на основе различных источников информации.
Практические работы – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.
Специфика многих учебных предметов, предполагает обязательную практическую деятельность на занятиях, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета и учебными целями, которые определяются для каждой практической работы.
Предложенные варианты практических работ могут меняться в зависимости от реально существующих условий, могут предлагать более сложные варианты.
Определенные затруднения вызывает оценка качества выполнения учащимися практических работ. Объективность в такой оценке работ особенно важна в том случае, когда преподаватель использует практические работы с целью проверки уровня сформированности у учащихся теоретических знаний и практических умений.
Практические работы на занятиях могут выполняться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления.
В современной методической науке сложились различные классификации практических работ.
По уровню усвоения учащимися знаний и умений выделяют: обучающие, тренировочные и итоговые работы.
Обучающие работы выполняются под руководством преподавателя, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формирует задания для первичного закрепления действий учащимися.
Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем преподавателя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает преподаватель.
Итоговые работы выполняют контролирующую функцию: они выполняются учащимися с наибольшей степенью самостоятельности. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условиях, сходные с обучающимися и тренировочными работами, или в новые условия.
2.Методы практического обучения.
1. Практические методы обучения.
Объектами изучения представлены - карты, профили, графики, модели.
Учащиеся их сами создают, вычерчивают, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений, вычерчивают схемы связей.
2.Исследовательский метод обучения.
Суть этого метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно изучают новый для них материал. Задание преподавателя ставит их перед необходимостью пройти путь ученого, последовательно и сознательно применять общеучебные и специфические способы деятельности.
Главное назначение этого метода - приобщение к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового учебного материала, которое складывается из изучения фактов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обоснования их правильности.
В реальном учебном процессе этот метод применяется крайне редко, что объясняется рядом причин: большие затраты времени в сравнении с теми, которые необходимы для усвоения готового знания по тому же вопросу. Кроме того, учащиеся должны быть подготовлены к исследовательской работе посредством выполнения все усложняющихся заданий. Также методика исследовательского метода слабо разработана, отсутствуют достаточно полные рекомендации по его реализации в учебном процессе.
3.Объяснительно-иллюстративный метод обучения.
Предназначен для передачи учебной информации преподавателем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности.
С помощью этого метода закладывается основной запас знаний, на базе которых позже можно организовать самостоятельную работу.
Этот метод - один из наиболее экономных способов передачи знаний: за небольшой отрезок времени можно передать большой объем знаний. Учебную информацию можно передавать и современными техническими средствами.
Однако деятельность учащихся протекает лишь на первом уровне, они усваивают и воспроизводят готовую информацию. Степень самостоятельности учащихся в учебной деятельности очень мала.
4. Частично-поисковый метод обучения.
Применение этого метода учит самостоятельно выполнять отдельные шаги в целостном процессе учебного познания. Преподаватель предлагает часть учебного материала освоить самостоятельно. Предлагает высказать предположение на основе изученных фактов.
Задача при применении частично-поискового метода - научить самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся знания и умения, полученные в предшествующих курсах, темах и по другим предметам.
Чаще всего метод реализуется с помощью проблемных, творческих заданий, способ выполнения которых учащимся заранее не известен. Большую роль в этом методе играет эвристическая беседа, которая состоит из серии взаимосвязанных вопросов.
При всех своих достоинствах частично-поисковый метод не включает учащихся в целостный процесс познания, так как отдельные этапы этого процесса в их сознании разорваны. Большинство учащихся не понимают, не осознают связи между познавательными этапами. Таким образом, этот метод только подготавливает учащихся к самостоятельной творческой деятельности, но полностью обеспечить ее не может.
Форма представления результата практической работы также весьма разнообразна: текстовые, картографические, графические работы, статистические, а в последнее время очень популярны мультимедийные продукты (компьютерные презентации).
При этом практические работы выполняются, как без источника информации, так и с использованием одного или нескольких источников знаний.
Практические задания стимулируют самообразование и саморазвитие учащихся.
В зависимости от цели практической работы следует рассматривать и роль преподавателя. Если в процессе тренировочной работы преподаватель индивидуально занимается с теми учащимися, которые еще слабо усвоили практические навыки работы с источниками знаний, то итоговые практические работы целесообразно проводить на более высоком уровне самостоятельности. Анализ результата практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимым умениям.
Непосредственное наблюдение за деятельностью учащихся дает возможность вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения, определить глубину понимания изучаемых теоретических понятий.
Практика обучения указывает на необходимость совершенствования практической части программы. Наблюдается разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем знаний учащихся, особенно их умений.
Поправить сложившееся положение можно за счет усиления внимания к практическим методам обучения, за счет повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений, решить создавшуюся проблему невозможно обучающимися и тренировочными работами.
В реальной практической деятельности это возможно осуществить двумя путями:Первый путь: чётко формулировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач.
Второй путь: внедрение особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности, исходя из специфики изучаемого материала.
Применение практико-ориентированных, компетентностных заданий на уроке позволяют преподавателю решить несколько задач:
выявить уровень развития предметных знаний и умений учащихся;
оценить способность самостоятельно выбирать способы деятельности, необходимые для достижения поставленной цели в задании;
формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.
Заключение.
В современной практике обучения содержание термина практических работ очень широк. Практические работы позволяют не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания.
Новизна педагогического опытазаключается в расширении границ изучаемого предмета, выполнение новых ролей учащимися при создании проектов, развитие чувства ответственности за выполняемую работу.
Практическая деятельность учащихся по формированию умений сложна по своей психологической сути. В ее процессе происходит тесное взаимодействие знаниевого компонента с операциональным, проявляющееся в сочетании наглядно-чувственной, наглядно-действенной и эмоциональной сфер учащихся. Именно поэтому практическая работа, как форма организации учебной деятельности выступает необходимым средством познания и определенным этапом формирования мышления учащихся.
Практическая направленность - одно из приоритетных направлений современного базового образования, при котором становление обучающегося должно происходить в качестве активного субъекта процесса познания. При этом важно, чтобы реализация практической направленности осуществлялась в единстве современных требований и опыта.
Список литературы:
1.Веселова М.Н. - Информационно-педагогический бюллетень. Выпуск 2. Методические указания по разработке и проведению практических занятий. от 2.11.2018 г.
2. Маковкина Л.Н. Значимость практических работ в учебном процессе / Л. Н. Маковкина, Е. И. Сорокина, Д. В. Сыроежкина. — // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 46-47.
3. videouroki.net - Методические рекомендации по проведению практических работ.
4. infopedia.su – Организация и методика проведения практических работ
5. dpo-smolensk.ru - Особенности проведения практическихработ.
6. multiurok.ru - Практикум, как форма урока.
7. zaochnik.com - Практические методы и приемы обучения в педагогике8. kopilkaurokov.ru - Приемы проведения практических работ
Преимущества нашего сервиса
- 1. По ФГОС
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
- 2. Быстро
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
- 3. Честно
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
