ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ТЕХНИКУМЕ
Бутяйкина Альбина Дмитриевна
ГБПОУ РМ «Саранский
политехнический техникум»
преподаватель иностранного языка
Основной целью обучения иностранным языкам в учреждениях среднего профессионального образования является формирование профессионально-коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной компетенций.
Понятие «профессионально-коммуникативная компетенция» представляет собой модель поведения человека, которая включает личностные качества, знания, умения и навыки использовать специальный язык, характерный для той или иной сферы профессиональной деятельности.
Сформированность профессионально-коммуникативной компетенции может оцениваться следующими критериями: умение достаточно уверенно пользоваться наиболее употребительными и относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме , владеть навыками разговорно-бытовой речи (владеть нормативным произношением и ритмом речи и применять их для повседневного общения); понимать устную (монологическую и диалогическую) речь на бытовые и профессиональные темы; активно владеть наиболее употребительной грамматикой; знать базовую лексику общего языка, а также основную терминологию своей узкой специальности; читать и понимать со словарем специальную литературу по узкому профилю специальности; делать сообщения, доклады (с предварительной подготовкой); участвовать в обсуждении тем, связанных со специальностью (задавать вопросы и отвечать на вопросы); владеть основными навыками письма, необходимыми для подготовки проектов, докладов и ведения переписки.
Изменения в социально-экономической жизни общества задают новые ориентиры в образовании. В настоящее время, в связи с переходом на новые Государственные образовательные стандарты актуальным является вопрос подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании (СПО). Компетентностный подход нацелен на достижение выпускниками ОУ СПО общих и профессиональных компетенций.
В современных условиях востребован специалист с развитой коммуникативной компетентностью, обеспечивающей успешность действий в разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях. Если студенты ясно представляют себе перспективы использования полученных знаний, то интерес к предмету повышается. Эти знания и умения в будущем смогут повысить их шансы на успех в любом виде деятельности. Примером этого, может выступить проведение олимпиад по специальности, где одним из этапов олимпиады, является этап иностранного языка. Студенты нашего техникума принимают активное участие в данных олимпиадах, как в областных этапах, так и во всероссийских.
В учебных планах основной профессиональной образовательной программы для колледжей для некоторых специальностей и профессий по ТОП-50 появились новые дисциплины – «Деловой иностранный язык», «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Такое нововведение назрело в связи с пересмотром содержания и модернизацией российского образования в целом, и, в частности, системы среднего профессионального образования. В данных обстоятельствах особую актуальность приобрел профессионально-ориентированный подход к обучению иностранного языка.
Одно из направлений моей работы – преподавание иностранного языка в группах по специальности “Технология металлообрабатывающего производства”. Знание иностранного языка необходимо для специалистов в этой области, т. к. большая часть нормативных документов по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации станков ЧПУ (числовое программное управление) написана на иностранном языке. Поэтому одна из целей курса “Иностранный язык” - обучение деловому языку специальности для активного применения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. В ходе изучения курса студенты знакомятся: с технологией машиностроения, с разновидностью станков, с техникой безопасности при работе со станками ЧПУ, с техническими характеристиками сельскохозяйственных машин. Так как этот материал интересен студентам и он непосредственно связан с их будущей профессией, обучение проходит с большим желанием и энтузиазмом. Студенты овладевают технической терминологией на иностранном языке, читают и переводят тексты, ищут дополнительный материал в журналах, Интернете, в учебниках по специальным дисциплинам.
Литература:
Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя [Текст] / В.А. Адольф: автореф. дисс. д-ра пед. наук / 13.00.01. – М., 1998. – 48 с.
Зникина Л. С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров: дисс. д-ра пед. наук: 13.00.08: Кемерово, 2005. – 406 c.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат