Этно- и социопсихологические факторы русской культуры,
или особенности русского национального характера.
Автор: Климович Наталья Петровна,
преподаватель русского языка
и литературы МБОУ СОШ №51 г. Челябинска.
Нет ничего труднее национальных характе-
ристик. Они легко даются чужому и всегда
оказываются вульгарностью для «своего»,
имеющего хотя бы смутный опыт глубины
и сложности национальной жизни.
Г.П. Федотов.
Характер имеет свой корень не в отчётливых идеях, не в содержании сознания, а скорее в бессознательных силах, в области подсознания. Там, в этой подпочве, подготавливаются землетрясения и взрывы, которые нельзя объяснить, если смотреть на внешнюю поверхность. В особенности это применимо к русскому народу». Это коллективный духовный настрой, базирующийся на глубинных установках коллективного сознания, получивших в научной литературе название менталитета. По этой трактовке национальный характер выступает как форма выражения ментальности народа и в этом смысле – общее достояние народа, а не комбинация индивидуальных качеств, свойственных его представителям.
Национальный характер или кто мы?
Бесконечные споры недавнего прошлого о том, кто же такие русские и кого можно им считать, а кого им считать ни при каких обстоятельствах нельзя, не оставили после себя почти ничего внятного, кроме лозунгов «русские - это мы» и «русский тот, кто сам себя так называет» (стоит напомнить, что последняя перепись населения выявила в России около 400 тыс.чел., не владеющих русским языком и при этом считающих себя русскими).
Поскольку пагубная неопределенность, несмотря на завершение дискуссии, в этом вопросе сохраняется... Итак, некоторые существенные черты нашего национального характера.
1. Отношение к власти
К особенностям российской цивилизации можно отнести и огромную роль политических факторов в истории. Политика, а не экономика доминирует в обществе, делает цивилизационный выбор. Вспомните, как дается периодизация истории России. По царям – в XIX в., по генсекам или президентам – в XX в. Особую роль играют личности вождей, лидеров. Ведь они, а не народ по сути совершали цивилизационный выбор, решали судьбу страны на всех этапах её развития: Олег, перенёсший столицу из Новгорода в Киев, Владимир, избравший православие, Александр Невский, сделавший “ставку” на Орду, в противовес католическим орденам, И.Сталин, укоренивший тоталитарный режим в СССР, и М.Горбачев, начавший перестройку, и т.д. Человек русской культуры считает власть священной, ведь есть некто или нечто “наверху”, от чего зависит ситуация в стране, мое благополучие. Власть всегда “личностна”, а потому отношение к ней эмоционально окрашено.
Вот мнение Л.Н.Толстого: “Русский народ всегда относился к власти иначе, чем европейский народ. Он никогда не боролся с властью и, главное, - никогда не участвовал в ней, не развращался участием в ней. Русский человек всегда смотрел на власть как на зло, от которого человек должен устраняться…”В то же время русский человек тоскует по сильной руке, по мощному государству. Поэт ХХ в. Игорь Губерман писал:
Российский нрав прославлен в мире,
Его исследуют везде.
Он так диковинно обширен,
Что сам тоскует по узде.
Одновременно, как подчеркивал русский философ Н.А.Бердяев, “русский, какого бы звания он ни был, обходит закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство”. Русский историк В.О.Ключевский хотя и рассматривал историю страны как органично – непрерывный процесс, но считал “главными действующими силами ”государство и самодержавного государя, “…от которого шли и к которому сводились все главные явления жизни”.
2. Общинность
Общинность стала одной из главных характеристик русско-православной цивилизации. Русский – человек общины. Община – его защита, средство выживания. Смирение – слияние с “миром”, с общиной, коллективом – черта русской православной цивилизации.
Общинность – отрицание личности одного человека (быть “как все”, “не высовываться”). Отсюда стремление к уравниловке. Жизнь воспринимается как долг, как служение “миру”. Выживание становится причиной, коллективизм – следствием. Но внутри общины коллективизм может скрывать неорганизованность, безответственность. Общинное сознание и общинное поведение сливают труд и отдых: монотонный крестьянский труд “сдабривался” плясками, пением, дракой, пьянкой.
Общинность обуславливает психологию “мне должны”, “мне обязаны”…Вспомним Некрасова: “вот приедет барин, барин нас рассудит”. Родовой символ – символ покровителя, защитника (в древней России “царь – батюшка”) обычно присущ стране со слаборазвитыми гражданскими институтами.
3. Высокий уровень насилия
П.Я.Чаадаев указывал: “Россия – целый особый мир, покорный воле…одного человека – именуется он Петром или Иваном, не в этом дело: во всех случаях одинаково, это – олицетворение произвола… Каждый из нас – маленький Наполеон или, лучше сказать, Батый”.
Русское общество не выработало механизмов разрешения конфликтов вне насилия. Насилие и несвобода взаимосвязаны.
В свободе – грешные, в рабстве – святые.
Святые рабы. Святая Русь – земля святых рабов.
4. Аскетический идеал
Для традиционного русского человека богатство – от дьявола, единственное оправдание богатства – высокий социальный статус. Аскетическое презрение духа к плоти. В понимании русского, общество складывается из бедных (таких, как я) и богатых (они). А они все жулики.
Богатым и честным одновременно быть нельзя. Общинность формирует уравнительный идеал. Вот как сформулировал его Ф.М.Достоевский: “…Самая высшая свобода – не копить и не обеспечивать себя деньгами”, а “разделить всем, что имеешь, и пойти всем служить”.
Чувство собственности у русских не развито. “В России вся собственность, - отмечал русский философ В.В.Розанов, - выросла из “выпросил”, или кого-нибудь “обобрал”. Тогда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается”. Богатые люди в фольклоре – глупцы, которых обманывает хитрый и умный бедняк. Положительный герой сказок – обездоленный младший сын, сиротинушка, падчерица, преуспевающие с помощью волшебных сил.
Специфическая черта русских в стремлении следовать за Христом в его унижении, страдании. Христос, страдающий за людей, - идеал русских.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат