Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Современные проблемы взаимоотношений педагога с семьёй ребенка-дошкольника с ОВЗ. Работа №48380

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Современные проблемы взаимоотношений педагога с семьёй ребенка-дошкольника с ОВЗ
Работа:

Современные проблемы взаимоотношений педагога с семьей ребенка-дошкольника с ОВЗ

Аннотация: в статье представлены актуальные проблемы взаимоотношений семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и педагогов дошкольных образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование. Материал статьи включает анализ основных проблем реализации инклюзивного образования, а также описание основных проблем их решения.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, взаимоотношения, ребенок-дошкольник, ограниченные возможности здоровья.

В последнее время в систему российского образования все увереннее внедряется инклюзия, позволяющая детям с ограниченными возможностями здоровья вместе со сверстниками без нарушений в развитии.

Термин «инклюзия» в переводе с английского означает «включение, вовлечение». Инклюзивное образование охватывает процесс развития и воспитания ребенка в целом, включая его в социум. Инклюзия обеспечивает учет разнообразия детей, при котором образовательные программы, планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. Посредством инклюзивного образования каждый воспитанник будет чувствовать себя принятым, его способности и потребности смогут учесть и оценить окружающие.

Проблемой инклюзивного образования занимались такие исследователи как Алехин С.В., Егоров П.Р., Малофеев Н.Н., Семаго Н.Я., Семаго М.М., Айшервуд М.М., Безух С.М., Дементьева Н.Ф., Исаева Т.Н., Ким Е.Н., Мамайчук И.И., Мельникова Г.С. и другие ученые [2].

Для достижения максимально положительных результатов процесс инклюзивного образования необходимо начинать во время включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду, т.е. в дошкольное образование, поскольку инклюзия в этот период будет наиболее эффективной и плодотворной. У дошкольников еще нет устоявшихся стереотипов в проблемах здоровья людей, но у них легко формируются отношения к физических и психическим особенностям. При грамотном осуществлении инклюзии в дошкольном возрасте точным прогнозом является воспитание поколения с подлинным гуманным отношение ребенка к другим людям, имеющим недостатки.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи специалистов дошкольных учреждений.

В процессе реализации инклюзивного образования в ДОО особо важной является роль педагога, поскольку дети с ОВЗ нуждаются не только в особом должном уходе, но и отзывчивости людей, которые помогают адаптироваться и принимают активное участие в их жизни. Педагог инклюзивного образования старается разработать образовательный подход, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей конкретных детей, учитывая их индивидуальные особенности.

В настоящее время в ФГОС ДО установлены приоритеты направления работы в виде повышения качества совместной деятельности педагогов ДОО с семьями детей с ОВЗ. Эта задача обусловлена тем, что семья является субъектом педагогического взаимодействия и социокультурной средой ребенка, его ближайшим окружением, оказывающим наибольшее влияние на характерологические и поведенческие особенности развития его личности. Согласно исследованиям Костаревой К.А. и Труфановой Г.К. основным условием оказания положительного влияния на детей с ОВЗ является «правильное» выстраивание взаимоотношений педагогов с родителями [3, с.438-445].

Важным моментом в процессе реализации инклюзии является акцентирование внимания на особенностях взаимоотношений педагогов с семьей ребенка – дошкольника с ОВЗ. Термин «взаимоотношение» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Составным элементом взаимоотношения является взаимодействие, которое было раскрыто в работах Т.А. Марковой, рассматривающей его единство линий воспитательного процесса с целью решения задач семейного воспитания, строящееся на основе единого понимания.

Взаимоотношения педагогов и родителей в системе инклюзивного образования предполагают стандартный для образовательного процесса обмен мыслями, чувствами, переживаниями. По мнению Т.А. Марковой, такое взаимоотношение следует рассматривать как построение на взаимопонимании единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания.

Несмотря на то, что одной из основных задач инклюзии в среде ДОО является активизация семьи в области сотрудничества с педагогами и специалистами, занимающимися – дистантность родителей по отношению к дошкольным образовательным организациям, которая обусловлена:

Пассивностью родителей, их нежелание меняться самим и менять что-то в сложившейся ситуации;

Использование устоявшихся

стереотипов образования;

Непонимание целей совместной работы с ДОО и своей роли в ней;

Отсутствием необходимой квалификации педагога и, как следствие, допущением им

ошибок

а своей работе;

Отсутствием необходимого сформированного мировоззрения педагога; преследованием педагогом корыстных целей;

Проблемой личностной неготовности педагога к работе с детьми, имеющими разные степени нарушений развития;

Педагогическим выгоранием;

Недостатком материально-технического обеспечения образовательного процесса для реализации инклюзии в ДОО;

Недостатком методического обеспечения образовательного процесса.

Перечисленные проблемы приводят к негативному настрою со стороны родителей, проявлению агрессии и как следствие, дистантности по отношению к педагогам [1,2].

Исходя из проведенного анализа имеющейся проблемной ситуации, эффективными путями ее частного разрешения будет:

Проведение работы по формированию у семьи активной жизненной позиции в преодолении дефектов в развитии их ребенка;

Повышение педагогической компетентности педагогов, а также родителей, имеющих ребенка с ОВЗ;

Проведение воспитательных мероприятий, позволяющих оказать положительное влияние на мировоззрение педагогов, работающих в ДОО с реализацией инклюзивной образовательной программы.

Гармоничные взаимоотношения педагога инклюзивного образования с семьей ребенка-дошкольника с ОВЗ должны осуществляться по нескольким направлениям:

Изучение условий семейного воспитания детей и отношения родителей к его дефекту;

Индивидуальное консультирование семьи по вопросу результатов диагностики, содержания индивидуально – образовательного

маршрута и динамики развития их ребенка;

Педагогическое просвещение семьи по вопросам

воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

[

2

]

.

Одним из эффективных путей разрешения проблемы является организация тесного взаимодействия педагогов с семьями, где последние должны быть включены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать активным участником работы с особенностями здоровья. Должно быть обеспечено регулярное общение родителей детей с ОВЗ с педагогами ДОО (воспитателями, психологом, узкими специалистами), где будет возможным получение всей интересующей их информации о своем ребенке, посещение занятий и т.д. Необходимо обучить родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его коррекционного обучения и воспитания, а также оказание им психологической поддержки.

Кроме того, педагог, работающий с дошкольниками с ОВЗ, должен иметь следую систему ценностей:

Признание ценностей личности человека независимо от степени тяжести его нарушения;

Направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата;

Осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии;

Понимание творческой сущности

педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат.

Обладанием

высоким уровнем регуляции своей деятельности, контроль себя в стрессовых ситуациях, быстрое и уверенное реагирование на изменение обстоятельств, умение принимать решения. Ему необходимы умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, способность адаптироваться в трудных и неожиданных ситуациях.

Несмотря на имеющие проблемы, затрудняющие организацию инклюзивного образования, необходимо отметить, что данный вид «включения» дошкольников с ОВЗ достаточно эффективен, потому что основным направление его деятельности является усвоение образовательных знаний, а также содействие в успешной социализацией детей с ОВЗ в обществе.

Таким образом, основанное на взаимопонимании объединение усилий ДОО и семьи позволит эффективно и результативно разрешать проблемы по определению причин отставания ребенка в развитии, выбору для него образовательного маршрута, предупреждению негативных последствий, а также формированию ценностного отношения к здоровью. Только продуктивное выстраивание взаимоотношений педагогов и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка-дошкольника с ОВЗ, достижению им всесторонней независимости и социальной адаптации.

Список литературы

Борисова Н.А., Букина И.А.,

Бучилова

И.А. Инклюзивное образование

/

Сост. О.Л.

Леханова

. – Череповец: ЧГУ, 2016. – 162 с.

Васякина

И.А. Особенности работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования

//

Социальная сеть работников образования

nsportal

.

ru

, 2015.

URL

:

htpps

://

nsportal

.

ru

/

detskiy

-

sad

/

materialy

-

dlyaroditelty

/2015/05/28/

osobennosti

-

raboty

-

s

-

semyami

-

vospityvayushchimi

(

Дата обращения: 10.02.2022

)

Костарева К.А., Труфанова Г.К. Сравнительный анализ родительских позиций в семьях, воспитывающих

детей с ограниченными возможностями здоровья

//

Инклюзивное образование: теория и практика

/

Отв. Ред. Ю.О.

Бухаренкова

, И.А.

Телина

, Т.В. Тимохина. –

Орехово –

Зуево

: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2016. – С.438-445.

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×