Физическое воспитание детей с ментальными нарушениями и ТМНР, на примере Адаптированной Дополнительной
Общеразвивающей программы
физкультурно-спортивной направленности
«Торопыжки»
Авторы: Юнусова Оксана Николаевна и Мысякова Лидия Андреевна
ГБСУСОССЗН СДДИ, с. Серафимовский
Аннотация: в данной статье рассматривается программа физкультурно-спортивной направленности «Торопыжки», для детей с МН и ТМНР
(с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития).
Ключевые слова: дети с МН и ТМНР, физическое воспитание, дополнительное образование.
Тематическая рубрика: коррекционное образование.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья детей с МН и ТМНР, является одним из важных направлений образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, так как данный возраст очень важный период дошкольного детства связанный с подготовкой детей к школе, их социальной адаптации и дальнейшего обучения.
Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями ориентировано на поддержание и укрепление здоровья воспитанников, на всестороннее развитие личности, на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных задач.
Для детей, имеющих двигательные нарушения, физическое воспитание имеет важное значение как коррекционно-воспитательное средство.
Для ребят с ограниченными сенсорными возможностями характерны недостаточно точная координация и неуверенность движений, трудность сохранения статического и динамического равновесия, низкий уровень развития пространственной ориентации, замедленное овладение двигательными навыками.
Оптимальному физическому развитию таких детей , а также коррекции недостатков двигательных функций способствует постепенное увеличение объема двигательной активности.
Дети, проживающие в ГБСУСОССЗН СДДИ, обучаются по авторской программе, которую разработали воспитатели, на основе АООП для детей с МН и ТМНР.
Одна из таких программ – Адаптированная Дополнительная Общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Торопыжки», где каждое упражнение–занятие – ориентировано, прежде всего, на детей с МН и ТМНР.
В программе применена комбинация методик.
Методики, направленны на профилактику опорно-двигательного аппарата:
у
пражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки.
Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребенка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.
Методики, направленны на развитие двигательной активности, повышение работоспособности детей:
р
итмическая гимнастика одна из разновидностей оздоровительной гимнастики, Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и
сердечно
с
осудистую
системы, способствует формированию правильной осанки.
«Эффект Моцарта» Проведение релаксации под музыку Моцарта помогает расслабить и успокоить детей, снять эмоциональное напряжение
.
Для процесса реабилитации и социальной адаптации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в окружающий мир являются физическая культура и спорт. У лиц с
МН и
ТМНР затруднён контакт с окружающим миром из-за его физического недостатка. Следствие этого ребёнок теряет уверенность в себе, чувство собственного достоинства и появляется чувство тревоги.
С целю восстановления психического равновесия и возможности заниматься активной жизнедеятельностью ребёнку-инвалиду рекомендуют активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия.
Двигательная активность детей-инвалидов значительно ограничена, это влечёт за собой гиподинамию. Физические упражнения направлены на развитие различных систем организма, на повышение уровня здоровья, стимулируют умственную деятельность и повышают иммунитет.
Коррекция требует применения специальных методов и приемов. В процессе физкультурно-оздоровительной работы сосредоточили внимание на индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Воспитание и обучение детей с ментальными нарушениями, при всем многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов, совокупность которых характеризует любой физкультурной деятельности. К ним относятся:
метод формирования занятий;
метод обучения двигательной деятельности;
метод развития физических способностей;
метод воспитания личности;
метод организации взаимодействия педагога и занимающегося;
метод регулирования психического состояния детей.
Так же, в реабилитации умственно отсталых детей используют 2 группы методов: реабилитационно-педагогические и спортивно-педагогические.
К реабилитационно - педагогическим относятся:
компенсация - метод формирования заменителей,
коррекция - метод устранения нарушений,
подкрепление - метод сохранения достигнутого уровня.
Из спортивно-педагогических используют:
метод строго регламентированного упражнения, т.е. упражнений, выполняемых по определенной схеме и дозировке в занятиях; игровой метод.
Цель обучения:
Физическое развитие детей с ограниченными возможностями, посредством занятий адаптивной физкультурой.
Задачами, способствующие достижению цели детей с умственной отсталостью и ТМНР являются:
Воспитательные:
воспитать целеустремленность, волю, дисциплинированность, исполнительность;
способствовать социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе;
воспитать культуру общения и поведения;
сформировать установку на здоровый образ жизни.
Развивающие:
способствовать развитию двигательных качеств у детей с ограниченными возможностями;
развить навыки общения и сотрудничества в коллективе;
сформировать интерес к занятиям адаптивной физкультурой и к здоровому образу жизни;
формировать умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Обучающие:
сформировать интерес к занятиям адаптивной физкультурой;
обучить детей основам техники игры различных видов спорта;
сформировать двигательные навыки.
В программу включены корригирующие и рекреационные упражнения: для коррекции ходьбы, прыжков, лазанья и перелазанья, расслабления.
Для коррекции двигательных нарушений используются методы физкультурно-оздоровительного образования. К данным методам относятся: формирование знаний, обучение двигательным действиям, развитие физических способностей, воспитание личности, организации и взаимодействия педагога и занимающегося, регулирования психического состояние ребенка.
В ходе обучения присутствует воспитательный компонент: накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности
и физическом совершенствовании
развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта
совершенствовать физические качества в разнообразных ф
ормах двигательной деятельности
продолжать формировать правильную осанку, умен
ие осознанно выполнять движения
развитие физических качеств (силу, гибкость, выносливость и координацию)
совершенствовать двигательные умения и навыки детей
закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры; бегать наперего
нки, с преодолением препятствий
закреплять умение
лазать по гимнастической стенке
формирование потребности в двигательной активности и физичес
ком совершенствовании
продолжать формировать умение самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь для физических упражнений, убирать его на место.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
Подготовительная часть (разминка, гимнастика) - подготовка двигательного аппарата к работе.
Основная
–у
пражнения, согласно учебному плану.
Заключительная
- восстановление дыхания, упражнение на расслабление, Самомассаж.
В процессе занятия:
1. Занятия по ознакомлению упражнений (пошагово)
2. Повторение и закрепление пройденного материала
3. Занятия смешанного характера
4.Работа с группой
5.Индивидуальная и подгрупповая работа с ребенком.
Занятия дополнительного образования имеют отличия в своей структуре:
1. создание положительного отношения к теме и способу ее реализации, через игровую форму, быть не утомительной и длиться в течение 5-7 минут, смена деятельности, релаксация под расслабляющую музыку.
2. Беспроигрышным вариантом проведения разминок, гимнастик, упражнений для детей с МН и ТМНР – это выполнение их любимых движений и действий, к примеру, детям обычно нравится хлопать ручками, топать ножками, прыгать и потягиваться, как им хочется (отступление от программы, в связи с самочувствием и настроением ребенка).
Таким образом, программа ориентирована на детей с МН и ТМНР, проживающих в Серафимовском детском доме интернате в возрасте от 5 до 18 лет и имеющих СНР средней и тяжелой степени. У большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать ребят пользоваться спортивными материалами, инвентарем, оборудованием.
Список литературы:
1.
Гамидова
С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий /
Гамидова
Светлана Константиновна ; [Смол
.
г
ос
. акад. физ. культуры, спорта и туризма]. - Смоленск, 2012.
2.Герасимова Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2009. - № 10.
3.Кирпиченков А. А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений. - Смоленск, 2012.
4.Литвинова О. П. Влияние оздоровительной аэробики на развитие двигательных качеств // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2009. - № 10.
5.Ростомашвили Л.Н.: Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития. - М.: Советский спорт, 2009
6. Авт.: В.А. Лисовский, С.П. Евсеев, В.Ю. Голофеевский, А.Н. Мироненко; Под ред. С.П. Евсеева; Рец.: О.С. Насонкин, Е.Н. Ткаченко: Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов. - М.: Советский спорт, 2001
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат