Тема: Развитие речедвигательной координации детей с ОНР.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Проблема здоровьесбережения в условиях ДОУ очень актуальна для детей с ОВЗ. Дети с речевой патологией, особенно если она имеет органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно — психического развития. У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно — координационной и эмоционально — волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.
Следует отметить и наличие когнитивных нарушений у детей с речевой патологией: отсутствуют навыки поведения в коллективе, затруднено усвоение учебного материала, наблюдаются двигательная расторможенность, нарушение внимания, понимания и запоминания.
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учетом основных линий речевого развития и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.
В компенсирующей группе созданы все необходимые условия для реализации данного вида деятельности: — в группе создан для детей речевой уголок, уголок физического развития, подобрано, создано большое количество материала, литературы, дидактических пособий, игр, картотек на развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), на развитие дыхания, мимики и т. д.
Главная мысль заключается в том, что развитие двигательной координации детей с ОНР — от общей моторики к мелкой, и артикуляционной, полноценно развивают и формируют, как речь и моторику ребенка, так и его личностное, психо — эмоциональное развитие в целом.
Вопросы развития речедвигательной моторики ребенка большое количество времени приковывало внимание исследователей, так как это нужно для развития любой деятельности.
Исследования отечественных физиологов, психологов В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Антаковой – Фоминой, А. Л. Сиротюк, М. М. Кольцовой и т. д. констатировали связь интеллектуального развития и речевой, пальцевой моторики. Развитие мимической, общей и мелкой моторики формирует почву для последующего развития графического навыка и онтогенеза речи.
Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе. Речедвигательная сфера формируется в направлениях:
-от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;
-от общей движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;
-от диффузных движений к дифференцированным;
-от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющей их дифференциации.
Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:
-выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико — артикуляционных мышц, общей моторики, ритма и темпа движений;
-самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;
-выполнение кинезиологических упражнений;
-артикуляционная гимнастика;
-дыхательная гимнастика;
-пальчиковая гимнастика;
-проведение подвижных и малоподвижных игр.
Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе учителя — логопеда с детьми.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат