Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Образование немецких колонистов в России. Работа №48457

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Образование немецких колонистов в России
Работа:
Ваилуа Галина Петровна, преподаватель
Лисинский Лесной Колледж
Образование немецких колонистов в России
Аннотация:
В статье рассмотрены: первые центры образования немцев в России и закладывание основ системы образования; педагогические начинания и вклад педагогов немецкого происхождения в организацию образования в России.
Образование является базой национальной культуры, важнейшим фактором удовлетворения национальных и культурных потребностей любого народа, играет значительную роль в сохранении и передаче общественно-исторического опыта последующим поколениям.
В современных условиях традиционное образование неизбежно трансформируется в новые формы существования, поэтому важно сохранить то ядро в традиции образования, которое влияет на сохранение культурной и языковой идентичности этносов.
На сегодняшний день, специальные исследования в области образования очень важны и актуальны, необходимо проведение историко-этнографического анализа, изучение немецких сословно-этнических традиций России, а также социально-образовательного понимания и возможностей трансформации их в современную жизнь в процессе возрождения российской культуры и образования.
Образование немецких колонистов стало складываться с момента их поселения в России. Уже по дороге в Поволжье, в 1763 году, первые переселенцы остановились на зимовку в Торжке и здесь организовали обучение детей основам религии и грамоте. Проблема школы стояла среди первоочередных задач при обустройстве колонистов на новом месте. Они собственными силами строили школьные здания, при этом часто школа и молитвенный дом размещались под одной крышей, на свои средства нанимали учителей. Уже к 1771 году в Поволжье было построено 12 школ. Первая сельская лютеранская школа была открыта в 1766 году в Екатериненштадте (ныне г. Маркс, Саратовская обл.), позже— католическая. Заведование сельскими немецкими школами и наблюдение за учителями в начальный период было в руках приходского духовенства.
Выгодно отличались и школы меннонитов поселившихся в Новороссии (территории присоединенные к Российской империи, включающие Херсонскую, Екатеринославскую, Таврическую, Бессарабскую, Ставропольской губернии, а также Кубанскую область и Область Войска Донского). В 1838 году школы имелись во всех колониях Молочанского и Хортицкого меннонитских округов. В них обучалось около 3тыс. учеников. Успешному развитию меннонитских школ в Молочанском округе способствовало изменение в 1843 году непосредственного управления ими: они были изъяты из ведения духовенства и переданы Сельскохозяйственному союзу во главе с И.Корнисом (оставались до 1869 года). Он лично разработал инструкции для школ, которые предлагали реформирование учебного процесса, введение новых предметов, способствовали сохранению материальной базы школ, предусматривали введение испытательного экзамена для учителей при приеме на работу. В 1866 году в программы сельских школ был введен русский язык в качестве предмета. Силами немецких поселенцев в 1907 году в Гальбштадте (до 1991 г. село называлось Некрасово, сегодня имя возвращено, находится в Алтайском крае) открылось восьмиклассное коммерческое училище, в 1914 году в Эйгенфельде (ныне село Ванновское, Краснодарский край) было организовано сельскохозяйственное училище.
Первые школы в дочерних колониях Сибири, Южного Урала, Казахстана возникли в конце XIX века: под Оренбургом в пос.Алисово (1893), Деевка, Петровское; под Омском в пос.Александровка (1893), Сосновка (1895), Красноярск (1897), Новинка (1897); в Акмолинском уезде (сегодня Акмолинская область, Казахстан) в пос.Рождественское (1897), Романовское (1897). В начале XX века активно развивались школы переселенцев на Алтае.
Для подготовки собственных учителей, владеющих русским языком, немцы организовывали центральные училища. По инициативе И.Корниса в 1820 году в колонии Орлов было открыто первое и одно из лучших училищ в колониях.
В дальнейшем они появились в Екатериненштадте (1833), Лесном Карамыше (ныне г. Красноармейск, Саратовская область) (1834), Гальбштадте (1835), Хортице (ныне Запорожская область в Украине) (1842), Сарате (ныне поселок городского типа, имя свое не меняла, названа в честь реки Сараты, Украина) (1844), Пришибе (ныне поселок городского типа, имя сохранено, Запорожская область, Украина) (1846).
К 1915 году только в Одесском учебном округе действовали 15 центральных училищ, вт.ч. женские. С 1802 по 1837 год колонистские школы находились в ведении Министерства внутренних дел, затем перешли в подчинение Министерства государственных имуществ. В 1881 году все колонистские (535) и центральные (13) школы были переданы в Министерство народного просвещения (МНП). В течение 1890–1892 годов в ведение туда же перешли все евангелическо-лютеранские и католические церковные школы.
Немецкие школы в столичных и крупных городах России возникали при евангелическо-лютеранских церквах. Они были собственностью церковных общин и содержались исключительно на их средства.
По итогам школьной переписи 1911 года, в начальных училищах МНП и духовного ведомства насчитывалось 152398 учащихся-немцев. Из них 86% обучалось в сельских школах и около 14% в городских. Наибольшее количество немецких колонистских школ находилось на территории Казанского и Одесского учебных округов. В годы Первой мировой войны на немцев обрушился ряд репрессивных мер. От преподавания и учебы отстранялись подданные воюющих с Россией стран, были закрыты немецкие общества и их школы. 24 декабря 1914 года утвержден закон, запрещавший преподавание на немецком языке в колонистских школах.
Летом 1915 года была проведена замена учителей-немцев, не владевших или плохо владевших русским языком, на русских преподавателей.
18 августа 1916 года принят закон О воспрещении преподавания на немецком языке, который запрещал использование немецкого языка в школах любого типа и в Юрьевском университете (с 1802 г. по 1892 г. – Дерптский университет, с сентября 1892 г. по 1918 г. – Юрьевский университет, сегодня – Тартуский университет, г. Тарту, Эстония).
Первыми центрами образования немцев в России были школы при городских церквах. В Москве они возникли одновременно с образованием Немецкой слободы. В конце XVII— первой четверти XVIII века здесь имелись уже четыре школы: две лютеранские, реформатская (голландская) и католическая. Школы действовали при церквах Св.Михаила (1602), Св.Петра и Павла (1626). Известны имена некоторых первых школьных учителей: Мартин Бер (1602), Яков Нигенберг (1621), Иван Риттер (до1622).
Католическая школа возникла в 1685 году после появления в столице первых патеров. Первой частной школой была гимназия пастора Э.Глюка (1704).
Одной из старейших в российской провинции была школа в Саратове при церкви Св.Марии (открыта в 1786г.) К началу XX века лютеранский приход содержал уже три школы: начальную церковную школу, высшее приходское училище в Саратове и начальную школу в Покровской слободе. В них обучалось около 1000 детей.
На общем фоне сельских школ выделялись школы в Сарепте (ныне – Красноармейск – самый крупный район г. Волгограда). В 1772 году они открыли школу для мальчиков, а в 1773 году— для девочек.
Здесь изучали русский и немецкий языки, латынь, историю, географию, физику, математику, механику, химию, ботанику, музыку. Первые учителя были приглашены из Германии, позже ими становились колонисты— выпускники университетов.
Кроме того, здесь были организованы школа для взрослых (1773), двухклассная (1788) и трёхклассная (1793) школы. Многие богатые колонисты, пасторы, русские помещики отправляли своих детей для учебы в Сарепту.
В течение XVIII-XIX веков начальные и средние учебные заведения были организованы при лютеранских церквах в Барнауле, Екатеринбурге, Киеве, Одессе, Омске, Таганроге, Томске, Харькове и других городах. В 1879 году на базе московской школы при церкви Св.Петра и Павла были открыты мужская гимназия и реальное училище, а в 1880 году здесь же организована и женская гимназия. Школа при церкви Св.Михаила в 1876 году была преобразована в реальное училище.
Немалый вклад внесли немцы в организацию высшего образования в России, а также в подготовку отечественных научных кадров. Немецкие профессора, которых приглашали из различных университетов Германии и балтийских губерний и которые трудились во всех российских университетах, сыграли важную роль в постановке преподавания гуманитарных и естественных наук, и большинство из них пользовалось заслуженным уважением русских студентов.
По подсчетам современного историка Ф.А.Петрова, в течение первых ста лет существования Московского университета (1755–1855) из 256 его преподавателей немцев было 63, т.е. четверть всего профессорско-преподавательского состава. Среди них наибольшую известность приобрели профессор философии Иоганн-Георг (Иван Григорьевич) Шварц (1751–1784), профессор юриспруденции и директор университета Теодор (Федор Григорьевич) Баузе (1752–1812), профессор кафедры натуральной истории Готтфельд (Григорий Иванович) Фишер фонВальдгейм (1771–1853), профессор математики, основатель Русского математического общества Николай Дмитриевич Брашман (1796–1866). Особо следует отметить Ивана Андреевича Гейма (1759–1821), занимавшего пост ректора Московского университета в 1808–1819 годах. С его именем связана эвакуация университета во время наполеоновского вторжения 1812 году и последующее его возрождение в разоренной Москве.
Педагоги немецкого происхождения часто становились проводниками передовых педагогических начинаний.
В 1862 году Софья Андреевна Люгебиль открыла в Петербурге первый в России детский сад, а Ф.Ф.Резенер- первую в России исправительную колонию для малолетних преступников.
Петр Францевич Лесгафт (1837–1909)— педагог и анатом, стал основателем научной системы физического воспитания. В 1896 году им были созданы Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования (ныне- Национальный государственный Университет физической культуры, cпорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта).
Начиная с XVIII века, когда только закладывались основы системы образования, многие предметы в российской школе изучались по переводам с немецких учебников. Николай Александрович фонКорф (1834–1883), потомок барона Иоганна Альбрехта фонКорфа (1692–1766), президента Петербургской Академии наук, выступая организатором образования на юге России и Кавказе, составил книгу для чтения Наш друг, которая переиздавалась 19 раз, а для учителей написал методическое пособие Руководства к обучению грамоте, выдержавшее семь изданий.
Самыми популярными книгами, по которым российское юношество училось писать и читать, были сочинения Иосифа Ивановича Паульсона, эксперта Петербургской Городской думы по школам. Он составил два учебника для обучения русскому языку, которые печатались большими тиражами и переиздавались 17 раз.
Государственная политика в отношении немецких школ прошла несколько этапов, ее содержание на протяжении XIX – начала XX в. изменялось от невмешательства во внутреннюю жизнь школ до попыток их полного закрытия в годы Первой мировой войны.
По степени воздействия государства на образование немцев выделяется четыре периода: с 1760-х до 1830-х гг., 1830-е гг. – 1860-е гг., вторая половина 1860-х гг. – 1890-е гг.; конец XIX в. – 1917 г.
Вопрос об отношении немецких педагогов к реформе школ - правильнее будет говорить не об отношении к реформе, а об отношении к ее последствиям.
Учитель оставался членом сельской и церковной общины, поэтому общая тревога о состоянии преподавания родного языка и вероисповедания его беспокоила не меньше.
Немцы справедливо отстаивали свое право иметь школу с родным языком преподавания. Перспектива денационализации при утрате родного языка подталкивала немецкое население сохранять традиционную конфессиональную школу и одновременно создавать по собственной инициативе новые формы обучения с немецким языком.
Изучение положительного и негативного опыта взаимодействия государства, церкви и общества в вопросах национального образования представляет практический интерес для гармонизации отношений в обществе, оптимизации соотношения национальных и государственных интересов в сфере образования.
Список литературы:
1.Дальман Д. Петербургские немцы в XVIII столетии: крестьяне, ремесленники, предприниматели.//Немцы в России: Петербургские немцы./ СПб., 1996.
2. Иванов М. Лютеранский квартал в Петербурге.//СПб., Европейский дом, 2004
3. Многонациональный Петербург. //Спб. Гуманитарный университет профсоюзов. Спб., Вып.1, 1994.
4. Немцы в России: историко-документальное издание.//отв. редактор Г.И. Смагина/СПб.: Лики России, 2011.
5.Юхнева Н. В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга.// Ленинград, Наука, 1984.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×