Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Роль устного счета на уроках математики в начальной школе. Работа №48468

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Роль устного счета на уроках математики в начальной школе
Работа:

Роль устного счета на уроках математики в начальной школе

 

Ершова Лариса Александровна

Нагорная Елена Алексеевна

Муниципальное образовательное учреждение «Прогимназия № 51»

г. Белгорода, Россия

 

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Изучение математики способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников,

поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке. Развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования  различных видов устного счета.

Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всего периода обучения в начальной школе на каждом уроке необходимо выделять 7-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях. Устные упражнения должны проводиться регулярно и в определённой последовательности, которая определяется программой начальной школы.

Устные упражнения важны тем, что активизируют мыслительную деятельность. Они играют и воспитательную роль в обучении – дисциплинируют учащихся, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им. Устный счёт помогает переключить ученика с одного вида деятельности на другую, подготовить учащихся к изучению новой темы. В устный счёт можно включить задание на повторение и обобщение пройденного материала.

В методической литературе выделяют следующие цели устного счёта: - достижение поставленных целей урока;

- развитие вычислительных навыков;

- развитие математической культуры, речи;

-умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.

Требования к проведению устного счёта:

Упражнения для устного счё

та выбираются не случайно, а целенаправленно;

Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть лёгкими, но и не должны быть «громоздкими»;

Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее;

К устному счё

ту должны привлекаться все ученики;

При проведении устного

счё

та должны быть продуманы критерии оценивания.

Устный счёт может быть построен в следующей форме:

- Задания на развитие и совершенствование внимания (найди закономерность и реши пример, продолжи ряд.) - Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуй орнамент, узор; посчитай сколько линий. - Задания на развитие наблюдательности (найди закономерность, что лишнее?) - Устные упражнения с использованием дидактических игр.

Устный счёт на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом, учениками (математический и графический диктанты, математические лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка). С помощью устного счёта можно создать проблемную ситуацию.

Основными видами упражнений для устных вычислений являются:

1) Нахождение значений математических выражений.

2) Сравнение математических выражений.

3) Решение уравнений.

4) Решение задач.

Упражнения должны обеспечивать:

- формирование вычислительных навыков и усвоение определённых вычислительных приёмов;

- развитие математической речи (умения читать выражения, объяснять и аргументировать ход решения и др.);

- формирование умения решать задачи;

- расширение представления о геометрических фигурах;

- знакомство с логическими задачами.

Устный счёт развивает познавательные способности ребёнка, как сенсорные, связанные с восприятием предметов и их внешних свойств, так и интеллектуальные (пространственное воображение, память, логическое и алгоритмическое мышление, восприятие, внимание), позволяющие обеспечить эффективное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами, формирование умений самостоятельно использовать полученные знания для усвоения новой информации. Система устных вычислений должна быть ориентирована на усиление развивающей функции обучения, на развитие навыка контроля и самоконтроля.

Основные формы восприятия устного счёта:

1) Беглый слуховой (читается учителем или учеником) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, учащиеся быстро утомляются, но упражнения полезны тем, что они развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) – запись задания облегчает вычисления, так как не надо запоминать числа. Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

3) Комбинированный устный счёт может проводиться по-разному:

- учащиеся показывают ответы на карточках;

- проводится взаимопроверка,

- проверка с помощью компьютерной программы; - упражнения в форме игры (магические квадраты, викторины, лото, кодированные упражнения, математическая эстафета).

Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно. Упражнения в устных вычислениях могут присутствовать на любом этапе урока математики. Их можно проводить как разминку в начале урока, объединять с проверкой домашних заданий, включать в закрепление изученного материала. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.

На уроках математики происходит увеличение умственной нагрузки и это заставляет учителя задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, учителями на уроках активно используются информационные технологии. Компьютерные технологии вызывают большой интерес учащихся и создают большие возможности активизации учебной деятельности. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем. Широкое применение информационно-коммуникационных технологий при изучении большинства предметов, в том числе и математики, дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением».

Использование компьютерных технологий позволяет педагогу в определённой степени добиться следующих целей:

- Представить на этапе устного счёта максимальную наглядность;

- Повысить мотивацию обучения;

- Использовать в устном счёте разнообразные формы и методы работы с целью максимальной его эффективности;

- Вовлекать учащихся в сознательную деятельность.

Таким образом, система устного счёта играет одну из приоритетных ролей не только в формировании автоматизации вычислительных навыков у учащихся начальной школы, но и в создании положительной мотивации учения, в развитии личностных качеств ребёнка. Приёмы и методы проведения устного счёта являются неотъемлемой частью всей системы преподавания курса математики в начальных классах.

 

 

Список литературы.

1. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков//Начальная школа. 1995. №11. С. 38-43.

2. Бобровская Т.П. Урок математики в системе развивающего обучения. //Начальная школа. 2010. №12 С. 25.

3. Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке математики.//Начальная школа. 1992. №9. С. 15.

4. ФГОС: Начальное общее образование. М.: Просвещение, 2010

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×