«Формирования финансовой грамотности дошкольников с использованием художественной литературы».
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. «Нравственность» и «Экономика» всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Проблема экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом и ФГОС дошкольного образования. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Все эти понятия связаны с нравственным воспитанием. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Мы как педагоги, должны помочь ребёнку - дошкольнику освоить эти знания и понять, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Формирование финансовой грамотности является актуальной проблемой в дошкольном воспитании. Несомненно художественная литература, непосредственно сказка, является источником знаний в познании финансовой грамотности и формировании нравственных качеств: доброта, честность, справедливость, искренность, отзывчивость и т.д.
По моему мнению, именно сказка для детей может быть источником понимания многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.
Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности. Сказка экономического содержания является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей. Любая сказка обучает и воспитывает, т.е. несёт в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
Изучив опыт педагогов других детских садов, поняла, что материала очень мало, поэтому опиралась на личный опыт, интересы детей. Изучила и определила ряд сказок для формирования знаний детей по финансовой грамотности:
Сказки о туде: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозка», А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко», К.И. Чуковский «Федорено горе», «Лёгкий хлеб», «Три поросёнка».
Сказки о потребностях и возможностях: «Жадная старуха», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Бременские музыканты»
Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «купил», «продал»: К.И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г.Х. Андерсен «Огниво», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», С.Михалков «Как старик корову продавал», Е.Ульева «Откуда берутся деньги?», А. Толстой «Золотой ключик».
В процессе работы с данными сказками, дети познакомились с видами труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний). В этих сказках дети узнали понятия: награда, расплата, убытки.
Все эти сказки формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.
Большое значение в обобщении знаний детей и реализации своих умений после прочтения сказок имеет развивающая предметно – пространственная среда.
В группе с помощью родителей и детей создали центр «Азбука финансов и добрые сказки», в котором собрали библиотеку сказок «Со сказочными героями в мир экономики», изготовили дидактические игры по финансовой грамотности «Бюджет семьи», «Копилка», «Магазин игрушек», «Хочу надо», «Чей труд важнее», «Что купить», «Можно нельзя купить», «Дороже дешевле», развивающий альбом «Финансовая грамотность», Лэпбук «Экономика» и другое.
Родители стали активными участниками образовательного процесса в данном направлении. С ними провела анкетирование, определила их знания и интерес по «Финансовой грамотности», оформила папки – передвижки с познавательной информацией «Дошкольник и экономика», «Основы финансовой грамотности дошкольников». Родители с интересом участвуют в мероприятиях по финансовой грамотности – квестах, конкурсах, досугах, акциях и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование финансовой грамотности старших дошкольников через чтение художественной литературы находит своё подтверждение целиком и полностью. Дети познакомились через чтение, игру, с элементарными понятиями: деньги, труд, целесообразное расходование, бюджет и т.д. Благодаря полученным знанияму детей появился интерес к людям разных профессий, дети легко реализуют их в сюжетно – ролевых играх «Магазин, «Аптека», «Кафе», «Почта, «Банк».
Уверена в том, что дети будут чаще применять приобретённые знания в играх, общении, а в дальнейшем это станет надёжным фундаментом экономической осведомлённости и защитит от ошибок.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат