Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Доклад «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
учитель начальных классов
Работа:

Доклад «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»

«Образование - право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998

На сегодняшний день в общеобразовательных школах обучается множество учеников, которые имеют различные психические, физические и интеллектуальные нарушения. Основная проблема таких детей - в ограничении их связи с миром, бедности контактов со сверстниками и старшими, а часто и элементарное образование. Кроме того, существует негативное отношение к детям с ОВЗ со стороны ровесников, наличие физических и психических барьеров, которые мешают повышать качество образования у этих детей.

Дэвид Бланкет говорил: «Образование детей с особыми потребностями- одна из основных задач страны. Это необходимое условие создания поистине инклюзивного общества, где каждый может быть причастен и востребован в своих действиях. Мы должны давать возможность каждому ребенку, вне зависимости от его потребностей и иных обстоятельств в полной мере реализовать свой потенциал, чтобы принести пользу обществу и быть полноценным его членом».

Постепенно общество изменяет отношение к людям с нарушениями физического и умственного развития. На сегодняшний день стратегическое направление - включение детей с особыми нуждами в общий ритм жизни, инклюзия. Гарантии прав людей с ОВЗ на получение образования закреплены в Конституции РФ, а также федеральных законах РФ и типовых положениях.

Инклюзивное образование — это последовательный, тщательный и очень бережный процесс включения ребенка с ограниченными возможностями в основную образовательную среду, общую для всех, который учитывает все индивидуальные особенности и делает упор на сильные стороны ребенка.

Безусловно, немаловажно участие родителей в таком образовании. Им стоит объяснить, что инклюзия подразумевает ответственность с обеих сторон. Здесь недостаточно просто отдать ребёнка в школу и ждать результата. Родители обязаны поддерживать сотрудничество с педагогом, решая совместно задачи развития ребёнка с ОВЗ.

Задача педагога - индивидуализация процесса обучения, максимально приближенная к возможностям ребенка.

Первоначально работа начинается с собрания для родителей класса, в котором предстоит обучаться ребёнку с ограниченными возможностями. На таком собрании педагог даёт рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями.

Сохранение в семье доброжелательной атмосферы, проявление терпения, заботы, непринужденное руководство деятельностью ребёнка.

Обязательное соблюдение здорового образа жизни (сон, прогулки на свежем воздухе, режим дня, правильное и полноценное питание).

Повторение дома материала, пройденного в школе. Чтение и беседа, а не требование того, что ребёнок должен запомнить.

Внеурочные мероприятия тоже направлены на воспитание у одноклассников толерантного и уважительного отношения к детям с ОВЗ.

Ученики с особенностями нуждаются в иной подаче информации. Нужно предоставить особые условия, к примеру, изменить форму выполнения задания, уменьшить, сократить объем его выполнения. Можно поменять тип выполнения задания: вместо письменного - устный рассказ или выполнение теста на компьютере. Должно быть больше наглядности. Очень важно добиться развития навыка адекватного восприятия своих результатов, не вызвать при этом излишнюю нервозность и тревожность.

Основные правила осуществления обучения детей с различными формами ограниченных возможностей здоровья:

1. Каждый ребёнок должен работать в своем темпе. Абсолютно неуместны замечания - «Быстро!», «Ты всех задерживаешь!». Лучше предложить пропустить задание, заменить альтернативным, для выполнения которого потребуется мало времени.

Объем и темп работы увеличиваются постепенно и согласовываются с индивидуальным графиком. Лучше ребёнок выполнит меньший объем работы, но успешно с ней справится, и это поможет почувствовать себя участников в общей работе в классе. Ребенок научится начинать и заканчивать работу со всеми. Индивидуальный темп является необходимым условием психологического комфорта ребенка на занятиях:

— до­полнительное время на контрольных работах;

— переписывание контрольной работы, если есть такая необходимость;

— оценивать собственный прогресс ребенка без сравнения с другими детьми.

2. Вводить групповую работу важно размеренно. Нужно детей распределять по группам правильно: исключить соревновательный момент между группами детей, чтобы не возникло упреков и конфликтов, так как это может привести к нарушению атмосферы сотрудничества и общности класса.

3. Постоянно менять виды деятельности и формы работы на уроке. Это позволит всем ученикам без исключения повысить внимание и снять напряжение. (разрешить ненадолго сменить положение: работать стоя, походить, поменять учебное место; педагог может постоять за ребенком, положить руку на плечо, разрешить отстраниться от текущей работы - это поможет создать доброжелательную и дружелюбную обстановку, повысится степень сближения с педагогом и уровень доверия к нему.)

4. Практически каждому ребёнку нужно проговаривать последовательность его действий вслух. Необходимо, чтобы дети научились говорить тихо, вполголоса, шептать, не мешая работать другим. Но не нужно запрещать говорить вслух, ведь через внешнюю речь ребенок осмысленно осваивает новый и трудный материал, а учитель его контролирует, направляет, наставляет.

5. Нужно не навязывать познавательную деятельность ребёнку, а приблизить ее к естественной потребности. Задания должны быть увлекательными и выполняться с удовольствием. Просить ребенка выполнять неинтересное или сложное задание надо осторожно и дозировано, потому что постоянное напряжение вызывает соматические и психологические проблемы.

Основное правило для учителя.

Создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.

Учителя иногда не умеют и остерегаются устанавливать разные прави­ла для разных детей. Они думают, что если сделают послабление одному, то остальные тоже захотят этого или будут попрекать. Но ведь особый ребенок тратит большие уси­лия на постижение того, что другим дано от рождения. Справедливость - не значит равенство. Дети же сами видят и прекрасно понимают этот принцип, иногда в отличие от взрослых.

Что же такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование - понятие, используемое для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

За основу инклюзивного образования взята идеология, исключающая всякую дискриминацию детей и обеспечивающая равное отношение ко всем, но создающая отдельные условия для детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, подразумевающий доступное образование всем, в плане приспособления к разным нуждам детей. Это делает доступным образование для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование признано всем мировым сообществом и считается самым гуманным и наиболее эффективным. В наше время инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», и Конвенцией о правах ребенка, Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье 24 Конвенции написано, что содружество государств должно организовать инклюзивное образование на каждом уровне и обучение в течение всей жизни человека для реализации прав на образование.

Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, где все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе с ровесниками без ограничений здоровья в одних общеобразовательных школах, учитывающих особые образовательные потребности и оказывающих необходимую специализированную помощь.

Главенствующую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения педагогов и родителей. Родители лучше знают своего ребенка, так что в решении всех нюансов учитель может получить от них ценную консультацию. Сотрудничество педагогов и родителей помогает оценить ситуацию с разных сторон и позволяет взрослым составить понимание индивидуальных особенностей ребенка, выявление его способностей и формирование правильных жизненных ориентиров.

Родители должны понимать, что способности и потребности каждого ребенка индивидуальны.

Одна из важнейших целей модернизации образования на сегодняшний день - обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к набору знаний и навыков учащихся, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».

Поэтому система социально-психологического сопровождения в образовательном процессе не ограничивается помощью учащимся в преодолении трудностей в обучении, но и включает в себя задачи создания благоприятных условий для более успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав ребенка.

Основные направления социально-психологического сопровождения

1. Профилактика - пропедевтика и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, подготовка индивидуальных рекомендаций участникам образовательного процесса, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

2. Диагностика - обнаружение и раскрытие особенностей психического развития обучающихся, уровня формирования индивидуальных психологических новообразований, согласованности уровня знаний, умений и навыков, личностных и межличностных образований возрасту, требованию общества. Психодиагностика бывает индивидуальная и групповая.

3. Консультация - помощь в решении тех нюансов, с которыми к психологу приходят учителя, обучающиеся, родители. Консультирование проводится и индивидуально, и группой заинтересованных лиц. Индивидуально консультируются, чтобы оказать помощь и создать условия для развития личности, способности действовать по своему усмотрению, обучаться новому поведению. Консультирование группы - донесение информации до всех участников образовательного процесса по проблемам с особенностями образовательного процесса для конкретной категории детей, чтобы создать адаптивную среду, позволяющую обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

4. Коррекция и развитие - создание учебной мотивации и потребность новом знания, возможность его получить и реализовать в деятельности и общении; работа с детьми, у которых есть проблемы в обучении, поведении и личностном развитии.

5. Просвещение - создание необходимости в психологических знаниях, потребность использовать их в интересах своего развития; формирование условий для полноценного личностного развития обучающихся любого возраста, актуальное предупреждение возможных нарушений в становлении личности, развитии интеллекта.

6. Профориентация - помощь в процессе профессионального самоопределения обучающихся, делает их выбор последовательным, сознательным и обоснованным; развивает самопознание, выявляет истинные мотивы выбора, реальные возможности и образовательные потребности.

Работа с родителями (законными представителями):

Консультации для родителей (законных представителей): как создать для учеников условия, обеспечивающие успешный образовательный процесс. Групповые или индивидуальные консультации, лекции, общие родительские собрания, семинары, совместные групповые тренинги с обучающимися и их учителями.

Профилактическая деятельность с родителями, чтобы оснастить их знаниями и навыками, которые помогут развить эффективное, развивающее поведение в семье при взаимодействии с ребенком.

Этот подход социально-психологического сопровождения содействует:

1. Обязательному введению в процесс обучения всех его участников.

2. Изучению результатов на всех этапах психологического статуса обучающихся.

3. Консультированию при построении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и учителей, содействующих личному развитию.

4. Повышению психолого-педагогической компетенций учителей и родителей учеников.

5. Своевременному обнаружению затруднений у детей в образовательном процессе

6. Формированию системы социально-психологического сопровождения для того, чтобы организовать психологически безопасную образовательную среду.

Родители или законные представители обучающихся с особыми потребностями считают, что социализация - основная цель и результат инклюзивного образования для своего ребёнка.

Возможность нахождения в обществе своих здоровых сверстников дает таким детям шанс к адаптации в окружающей среде.

На данный момент в школах обучается множество детей со слуховыми нарушениями. Это огромная преграда для общения, но найти выход для эффективного общения можно:

1.Заводя разговор, нужно привлечь внимание, назвать ребенка по имени (если его слух позволяет), привлечь жестом - положить руку на его плечо (если нет)

2.На ребёнка с такой проблемой нужно смотреть в упор, не прикрывая лицо руками.

3.Говорить отчетливо, ясно и ровно. Повышать голос до крика не нужно.

4. При письме надо делать разбор и выяснять значение каждого слова.

5. Посадка таких детей только за первую парту

6. Не нужно поворачиваться к обучающемуся с проблемным слухом спиной.

Выводы

Основной целью психологического консультирования является идея о том, что почти любой психически здоровый человек может справиться с большим количеством возникающих в его жизни психологических проблем. Человек из-за разных обстоятельств может не всегда понимать истинную причину проблемы, не видеть эффективные способы её устранения, и именно тогда прибегает к помощи специалиста.

Психологическое консультирование - особый вид психологической помощи, потому что клиент здесь в более активной роли, и вся психокоррекционная работа проводится им самим, а вот при психотерапевтической работе к ответственности за результат привлекается психолог. Но за конечный результат консультирования ответственность остается на клиенте, а психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и профессиональную обоснованность рекомендаций по разрешению этой проблемы.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×