Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности
(консультация для педагогов)
Составители:
Лихачева Ирина Анатольевна,
Евсеева Вера Фёдоровна,
Цурикова Роза Александровна,
Вавилова Ольга Петровна,
Васильева Марина Дмитриевна,
воспитатели МБДОУ №61,
город Ленинск-Кузнецкий,
Кемеровская область - Кузбасс
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Театрализовано-игровая деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Основные формы организации театрализованной деятельности: театрализованное занятие, музей кукол, театрализованная игра на праздниках и развлечениях, театрализованные игры-спектакли, посещение театров детьми совместно с родителями, совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованные игры в повседневной жизни, мини-игры на музыкальных занятиях, мини-игры на других занятиях и самостоятельная театрально-художественная деятельность. Типами театральной непрерывной образовательной деятельности являются: типовое, доминантное, тематическое, интегративное, репетиционное и фрагментарное.
Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры- драматизации;
- игры- представления ( спектакли );
- плоскостные и теневые театры.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием связной речи детей, что выражается в использовании ряда театральных приёмов. А именно:
знакомство с литературными произведениями,
этюды,
речевые упражнения для передачи различных чувств
работа над интонационной выразительностью,
использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания,
инсценировка художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки).
Подготовка к театрализованной деятельности детей, как правило, проходит в несколько этапов: введение в тему, создание эмоционального настроения; театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал; эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.
Список литературы:
Карпова С.А. Консультация для воспитателей ДОУ: Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей дошкольного возраста // Социальная сеть работников образования nsportal.ru,
URL
: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/07/18/konsultatsiya-dlya-vospitateley-dou-teatralizovannaya.
Консультация для воспитателей. Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей дошкольного возраста //
Инфоурок
: Дошкольное образование,
URL
: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1569185.html.
Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка» (из опыта работы) //
Дошколенок.ру
,
URL
: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konsultatsiya-dlya-roditelej-znachenie-teatralizovannoj-deyatelnosti-na-razvitie-rechi-rebenka-iz-opyta-raboty.html.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат