Эффективные способы повышения словарного запаса на уроках английского языка.
Мы сегодня поговорим о том, как важно в современном мире владеть иностранным языком. Иностранный язык нужен нам если не в профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком. На улице 21 век. Потребность нашего общества в овладении иностранным языком растет день за днем. Весь цивилизованный мир общается на английском языке, от простых граждан в повседневной жизни, до глав государств на мероприятиях самого высокого уровня.
Цель данной статьи – представление приемов, различных упражнений, направленных на эффективное усвоение лексического материала на уроках английского языка.
Задача состоит в том, чтобы с помощью различных упражнений помочь учащимся усваивать английскую лексику.
Изучение английского языка можно сравнить со строительством дома. На каких трех китах держится строительство?
1 – материал
2 – законы архитектуры, физики
3 – дизайн
Изучение языка тоже держится на трех китах:
1 – лексика
2 – грамматика
3 – фонетика
Что главное при строительстве? Без чего невозможно построить дом? Конечно материал, будь мы самыми великими архитекторами, гениальными дизайнерами -но если у нас нет ни одного кирпича, мы никогда не сможем построить дом. А что главное в изучении языка? Конечно же лексика. Без знания слов абсолютно бесполезными будут знания грамматики, красивое произношение.
Как же помочь ученикам иметь большой словарный запас? Простая зубрежка не принесет значительных результатов, так как детям это не интересно, значит, надо находить разнообразные способы. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с различными упражнениями, с помощью которых можно легко овладеть иностранными словами. Возможно, некоторые виды упражнений пригодятся не только учителям иностранного языка, но и учителям других предметов.
Раз уж мы сравнили изучение языка с постройкой дома, давайте будем строить дом с помощью английских слов.
Попробую доказать эффективность тех заданий и упражнений для овладения иностранной лексикой, которые я предлагаю своим ученикам на уроках.
Какие же приемы расширения словарного запаса применяются в настоящее время?
Чтение книг (либо прослушивание аудиокниг). Домашнее чтение рассказов, сказок и стихов на иностранном языке обладает большим культурным потенциалом. Учащиеся знакомятся с культурой и традициями стран изучаемого языка. Однако при данном приеме достаточно трудно мотивировать учеников
без последующего контроля в классе.
Составление и ведение учащимися
собственного
словаря английских слов.
Разгадывание и составление кроссвордов.
Работа со словарем
.
Данный прием
носит творческий характер, так как связан с самостоятельным поиском незнакомых слов во время перевода текста.
Прос
мотр мультипликационных фильмов с субтитрами
очень полезен, так как материал подается в тесной взаимосвязи с визуальным сопровождением.
Знакомство с новой лексикой целесообразно начинать с работы по карточкам, которые заранее раздаются обучающимся. Слова также можно вынести на монитор в рамках презентации. Необходимо хором проговаривать слова за учителем или за диктором.
После ознакомления с новой лексикой обучающиеся могут прочитать слова друг другу в парах. Как утверждают ученые, для того, чтобы как следует запомнить слово, его надо много раз увидеть, услышать, прочитать, написать, проговорить и конечно записать в словарик вместе с транскрипцией. Данный метод подтвержден многолетней практикой. Но он требует большой усидчивости от учеников, что не всегда имеет место в современных условиях.
Кроме того, уже доказанным считается факт, что любые новые слова запоминаются легче, если за ними стоит зрительный образ. Для того, чтобы использовать данный прием нужно соотнести английские слова с их картинками. Изображения раскладываются на учительском столе, а ученики подходят и подбирают к словам нужное изображение.
Следующий прием – поход на рыбалку. Задача состоит в том, чтобы поймать рыбку и сложить ее в нужное ведерко. Необходимо два ведерка. Красное – для слов по теме «Мой дом», а желтое – для слов с названиями предметов одежды.
Введение материала идет от более простых заданий к более сложным. Попробуем теперь использовать новые слова в словосочетаниях. Ребята уже знакомы с фразой “I have got…” - что обозначает «У меня есть…». Необходимо взять картинки с изображением мебели, предметов быта или одежды и составить словосочетания с этой фразой.
I have got a house.
I have got a kitchen.
I have got a picture.
I have got a sundress.
А теперь нужно устроить не большое соревнование. Класс делится на две команды, на столе раскладываются карточки с картинками, на оборотной стороне которых английское написание слова. Задание – выбрать любые три карточки, записать слова на английском языке с транскрипцией в тетрадку и рядом соответствующий перевод. Игровой момент на уроке повышает активность учащихся, является хорошим стимулом в обучении. Так как дети любят рисовать – им можно предложить задание нарисовать план дома, подписать названия комнат, предметов и мебели.
Вышеперечисленные задания на отработку лексики предназначены для учеников младших классов. Для старшеклассников упражнения другие. Например, составить кроссворд, или создать облако из слов. С помощью специальных интернет-ресурсов, таких как WordItOut.com можно предложить ребятам составить свои облака.
Существует большое количество информационных ресурсов, где представлен огромный выбор разнообразных игровых упражнений для средней и старшей школы. Рассмотрим некоторые из них.
Игра «Гонка на доске».
Школьная доска делится вертикальной линией на две половины. Соответственно класс делится на две команды, в которых ученики формируют две линии, становясь друг за другом. Каждому ученику, стоящему впереди, дается цветной мелок или маркер. Задача состоит в том, чтобы за 10 минут правильно записать, как можно больше слов по нужной теме, например «Профессии». При этом ученики, по одному записывая слова на доске, передают маркер, стоящему позади себя товарищу. Выигрывает та команда, которая правильно записала большее количество слов.
Игра «Словарная лавина».
Формируются две или более команд из учеников. Учитель пишет начало фразы на доске, например: «If…». Участники команд по очереди подходят к доске и добавляют по одному или несколько слов к заданной фразе.
If…
If we…
If we go…
If we go to…
If we go to Mars…
Команды получают по очку за каждое правильно написанное слово, при этом необходимо сохранять смысловую линию предложения.
Игра «Угадай вопрос».
Ученики делятся на группы. Учитель читает ответы на вопросы, например: «I was eating a cheese sandwich». Ученики должны угадать правильно вопрос к прочитанному ответу, например: «What were you eating?». Выигрывает та команда, которая правильно угадала большинство вопросов. За каждый правильно угаданный вопрос команда получает по одному очку.
Игра «Угадай историю».
Каждой группе учеников раздаются по 5-8 новых ранее изученных слов. Слова должны быть разными у всех принимающих в игре участие команд. Каждая команда должна придумать историю с этими словами. При этом новые слова должны быть применены очень естественно, так чтобы другой команде было как можно труднее угадать эти слова в тексте. Выигрывает та команда, в придуманной истории которой, команда-соперник угадала наименьшее количество новых слов.
Игра «Поле Чудес».
Ведущий загадывает слово и рисует на доске пустые квадратики, соответствующие количеству букв в нем. Остальные ученики пытаются угадать правильные буквы. Выигрывает тот, кто первым угадал слово.
Игра с мячом.
В игре участвует весь класс. Ученики кидают мяч друг другу по очереди. Первый ученик, в руках у которого мяч, говорит слово, например: go, и бросает мяч другому ученику, который должен использовать заданное слово во фразе или в предложении, например go sailing. Если фраза составлена правильно, то второй ученик придумывает новое слово и кидает мяч третьему ученику, если фраза составлена не верно, то второй ученик кидает мяч следующему по очереди и так далее. Последний оставшийся в игре ученик выигрывает.
Цепочка
Цепочка начинается, когда первый ученик произносит фразу на английском языке: I’ve done my History homework, but I still haven’t studied for my Maths test. Следующий ученик продолжает цепочку, используя последнюю фразу, глагол или существительное из предыдущего предложения, в качестве начала следующего. Например, I still haven’t studied for my Maths test, but I’ve already studied for my English test. В данном игровом упражнении каждый из учеников должен иметь возможность составить по 3-4 предложения. В конце ученики делают записи того, что говорили другие участники игры, например: Carlo still hasn’t studied for his Maths test.
Игра на развитие памяти.
Делим учеников на 4 или 5 групп. Ученик из первой группы составляет фразу с новой лексикой или грамматической конструкцией, например: I must send my grandmother a birthday card or I should do my homework. Следующий ученик повторяет то, что сказал первый ученик и говорит свою фразу. Если ученик не может вспомнить произнесенную фразу и придумать новую, он выбывает из игры. Последний оставшийся игрок становится победителем.
Пантомима.
Делим учеников по парам. Ученики по очереди загадывают слова или фразы и пытаются объяснить их смысл друг другу при помощи мимики и жестов. Например, dinner, have dinner, you are having dinner. Угадавший слово или фразу ученик получает очко. В игре выигрывает тот ее участник, который отгадал наибольшее количество слов.
Игра - 32 секунды.
Ученики играют в парах. У каждого участника есть 30 секунд, чтобы рассказать небольшой текст на выбранную тему, используя определенную грамматическую структуру (например, present continuous, present simple, be going to, the present simple passive). Ученик получает очко за каждую верно составленную фразу и проигрывает очко за неверную грамматическую конструкцию.
Один мудрец сказал однажды:
«Познай язык еще один
И будешь человеком дважды
А третий – трижды будешь им».
Как говорил В. Гёте: «Кто не знает чужих языков, тот не знает ничего о своём родном». Мотивируя изучение иностранного языка, мы вместе с тем учим любить и уважать свой родной язык.
Заключение.
Проработав более семи лет преподавателем английского языка, я пришла к выводу, что при изучении иностранного языка на первом месте стоит именно владение лексикой. Основная проблема при обучении лексике состоит в том, что слов надо выучить много, а для этого необходимо многократное повторение или «зубрежка». Чтобы это повторение не было однообразным и утомительным, необходимо искать, а то и придумывать, различные интересные задания, чтобы учащиеся с удовольствием их выполняли. Ведь всем известно, что хорошо делать ребенок будет только то, что ему интересно.
В данной статье я попыталась рассказать о том, как в работе могут быть использованы индивидуально-групповые формы обучения в сочетании с элементами игры. Словесно - наглядный метод и метод практического применения теоретических знаний также очень эффективны.
Для некоторых заданий мною были использованы учебные карточки для сопоставления зрительного образа с буквенным, а также применялись разноуровневые игровые упражнения для постепенного перехода от простого к сложному.
Логика построения учебного занятия и используемые приемы позволили достигнуть желаемого результата в процессе обучения.
Приложение.
Цепочка слов
Учитель начинает цепочку и произносит такое словосочетание: “a modern house”. Затем предлагается первому ученику заменить в нём прилагательное, например: “a beautiful house”. Далее второй ученик заменяет в новом словосочетании существительное, например: “a beautiful girl” и т.д. Учащийся, не нашедший подходящего слова, выбывает из игры, а цепочку продолжает следующий участник. Задание продолжается до тех пор, пока в нём не останется один победитель.
Текстовый диктант
Учитель диктует текст, который был отработан с учащимися на уроке, или незнакомый текст с проработанной лексикой. Учащиеся записывают текст по возможности точно.
Подарки.
Для подготовки к проведению данной игры, нужно разрезать лист бумаги формата А4 на количество частей, равных количеству учеников в конкретном классе.
На уроке учитель раздает по одной карточке каждому игроку и просит написать на ней дату своего рождения. Затем собирает карточки, хорошо перемешивает их и снова раздает чистой стороной вверх. А участникам игры предлагается написать на них то, что каждый хотел бы получить в качестве подарка на свой день рождения. Когда все будут готовы, Игрок А переворачивает свою карточку и спрашивает, например: 'Whose birthday is on the twenty-fourth of September?'. Игрок, написавший эту дату, отвечает: 'This is mine!'. Тогда Игрок А передаёт ему карточку, например с такими словами: 'I'm giving you a bike!'. После этого, "счастливый хозяин велосипеда" переворачивает карточку, доставшуюся ему при второй раздаче и т.д. Желательно проводить эту игру в конце занятия, потому что у детей обычно вызывает бурное обсуждение, кто кому и что подарил!
Список используемой литературы.
Статья по теме "Приемы пополнения словарного запаса на уроках английского языка в начальной и средней школе" (infourok.ru)
https://infourok.ru/statya-po-teme-priemy-popolneniya-slovarnogo-zapasa-na-urokah-anglijskogo-yazyka-v-nachalnoj-i-srednej-shkole-5261388.html?ysclid=l4sq76e3as329660908
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА | Статья по английскому языку: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2019/02/05/effektivnye-metody-i-priemy?ysclid=l4tz3p1png795384247
Учебник
Eyes Open – 2. Teacher
’
s Book,
стр. 28-29.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат