Предметно-практическая деятельность при обучении детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Предметно-практическая деятельность является основой трудового воспитания в процессе социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение предметно-практической деятельности на коррекционно-воспитательных занятиях направлено на формирование у учащихся элементарных действий с предметами и материалами и является основой для дальнейшего обучения учащихсяс тяжелыми интеллектуальными нарушениями, формирования навыков самообслуживания и развития элементарной трудовой деятельности
Характеристика обучающегося:
Умственно отсталый слабослышащий (IIIстепень) ребенок 10 лет
У ребенка отсутствуют навыки смообслуживания: мальчик не умеет самостоятельно надевать и снимать одежду, поддерживать порядок в шкафах .
Предметные действия, актуальные для ребенка:
• снять, надеть одежду
• расстегнуть, застегнуть пуговицы, молнии
• достать вешалку из шкафа
• убрать вешалку в шкаф
• выворачивать одежду на лицевую сторону
• сворачивать одежду
• вывешивать одежду на «плечики»
• сортировать вещи по полкам в шкафу.
Планируемый результат:
Умеет
самостоятельно одеваться и раздеваться
Умеет аккуратно развешивать одежду
Умеет убирать одежду в шкаф
Умеет поддерживать порядок в шкафах
Цель:
Создание условий для приобретения навыков самостоятельно одеваться и раздеваться , убирать вещи в шкаф.
Задачи:
Сформировать умение различать предметы одежды и обуви;
на
учить одеваться и обуваться
Учить следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли;
Научить в определенном порядке аккуратно складывать
снятую одежду
Научить самостоятельной уборке вещей в шкаф
Научить различать белье и одежду по принадлежности
Риски:
Моторные навыки недостаточно развиты, существует возможность
не застегнуть пуговицы, молнии…
Существует возможность уронить одежду на
пол
,и
спачкать
.
Существует возможность не найти свой шкаф, куда нужно складывать одежду
Может не услышать предупреждений педагога
Гиперопека
родителей
Процессуальная часть:
Организация учебного процесса
Установ
ить
партнерски
е
отношени
я
с
ребенком
в процессе формирования навыков самообслуживания
.
Определить уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри навыка самостоятельно одеваться и раздеваться
,
убирать вещи в шкаф.
определить следующий шаг, которому надо ребенка обучать.
Использовать систему поощрений: внимание, любимые занятия, в некоторых случаях — пищевые подкрепления, например, любимая еда или питье и т.п.
Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем — к инструкции.
Методы и формы учебной деятельности.
Показ , объяснения , образец взрослых, словесные указания, помощь взрослых
совместные действия, которые совершаются «рука в руку» с ребенком, сопровождаются пошаговой инструкцией и комментированием всех необходимых действий;
частичная помощь действием (но последнее действие ребенок осуществляет самостоятельно);
педагог способствует началу действия – помогает его начать, а ребенок продолжает и заканчивают его самостоятельно при учете контролирующей функции взрослого;
ребенок совершают действия самостоятельно от начала до конца, с опорой на подробный инструктаж педагога;
ребенок выполняет действия самостоятельно (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке); ребенок выполняет действия совершенно самостоятельно
Методы и приемы обучения.
Игровые приемы. Игра «Одень, уложи спать куклу», чтение художественных произведений «Мойдодыр», «Маша-растеряша», «Федорино горе» и др
Детальный показ и подробное объяснение. Отрабатывание навыка «рука в руке» с педагогом, с максимальным привлечением внимания к происходящему.
Многократные упражнения и контроль. Многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности.
Использование в виде помощи инструкций, памяток – напоминаний. Постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям, наглядным инструкциям - напоминаниям.
Составление алгоритма действий . Сохранение неизменным одного и того же способа, одной и той же последовательности действий для выработки алгоритма.
Система поощрения. Использование системы поощрений (например,
любимое занятие - просмотр мультиков).
Самостоятельное выполнение действий в процессе дидактических игр. Уменьшение помощи взрослого, максимальная самостоятельность при выполнении действия.
Закрепление умения в процессе повседневных режимных моментов
Пример взрослых. Акцентирование внимания на выполнении действия взрослым (выразительное проговаривание).
Закрепление умения с другими специалистами, дома с родителями. Организация преемственности в работе, следование единым требованиям, предъявляемым к ребенку
Диагностика учебного процесса
ЛИСТ ОЦЕНКИ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Выполняет самостоятельно Требуется помощь Никогда не выполняет
Навыки одевания и раздевания
Различает чистую и грязную одежду
Одевается и раздевается
Обувается
Пользуется любыми застежками
Вешает одежду на вешалку
Работа с родителями
Создание заинтересованности у родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания формированию навыков самообслуживания; обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе, в середине и в конце обучения (с привлечением фотоматериалов);
Консультации,обсуждение содержательной стороны понятия "навыки самообслуживания", необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат