«Мотивация учения на уроке – основное условие успешного обучения младших школьников»
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»
К. Д. Ушинский
Мотивация. Психология определяет это понятие так.
Мотивация - осознаваемые или не осознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Термин мотивация используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.
Мотивация. Педагогика трактует это понятие так.
Мотивация - общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Учебная мотивация - проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
познавательные;
коммуникативные;
эмоциональные;
саморазвития;
позиция школьника;
достижения;
внешние (поощрения, наказания).
Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.
Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.
Для того чтобы грамотно организовать процесс мотивации и управлять им, необходимо провести:
-диагностику учебной мотивации учащихся, которая включает в себя
- анкетирование учащихся начальной школы, в результате которого определятся уровни мотивации по диапазонам: высокий, средний, низкий;
- анкетирование учащихся средней школы, в результате которого определятся значимые для учащегося мотивы учения;
-самоанализ и административный анализ работы учителя по созданию мотивационной сферы учащихся.
Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя:
- учет возрастных особенностей школьников;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;
- использование коллективных и групповых форм работы;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- использование игровых технологий;
- нестандартная форма проведения уроков;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
- создание ситуации успеха;
- вера учителя в возможности ученика;
- применение поощрения и порицания;
- формирование адекватной самооценки у учащихся;
- эмоциональная речь учителя.
Анализируя результаты анкетирования учащихся и действий учителей можно составить план коррекционной работы по созданию мотивационной сферы учащихся.
Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя.
Формированию положительной мотивации к учению является урок.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое - учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться. Привить интерес к изучаемому предмету - значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.
Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:
интересоваться делами, учебой ребенка;
помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
объяснять ребенку, что его неудачи в учебе - это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);
чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.
Учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация.
Активная мотивация предполагает, что никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов;
никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ученика.
Всеми возможными способами учитель должен пробуждать в учениках мотивацию к обучению – быть самому интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и тренировки материала, сделать интересным свой предмет и урок.
Благодаря мотивации, детям проще и интереснее усваивать новый материал.
Мотивация - залог успешного обучения и воспитания младшего школьника.
Список использованной литературы:
Ефремова Н.Н.,
Галочкина
О.В. Некоторые аспекты педагогического сопровождения студентов в условиях расширения образовательного пространства. Иностранные языки в школе. № 9 2014 г. С.45-49
Зезкова
М.А.
Здоровьесберегающие
упражнения на уроке иностранного языка в начальной школе. Иностранные языки в школе. № 6 2014 г. С.33-35
Миленко
В.,
Гавва
В. Я все сумею! Дошкольное воспитание. № 3, 2011 г. С.108-115
Мурашева
Е.С. Потенциал языкового портфеля в формировании
субъектности
младших школьников. Иностранные языки в школе. № 7 2014 г. С.44-49
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат