Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музейной педагогики». Работа №48797

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музейной педагогики»
Работа:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музейной педагогики»

 

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о духовно-нравственном воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. 

Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине. Современно звучат слова русского философа Н.А. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни, который стал самоцелью». Как уже было сказано, настоящее время – время духовно-нравственного кризиса. Кризис духовный еще более опасный, чем кризис экологический, ибо его результатом является интеллект, вышедший из-под контроля нравственности.

 

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

ФГОС определяет ряд требований к образовательной программе дошкольного образования. Одно из них, содержание программы должно формировать знания о малой родине и Отечестве.

Каким же образом нам взрослым сохранить свою духовность, научить детей гордиться своими корнями, родословной, историей своего народа, научить любить Родину, такой, какая она есть?! Что может заинтересовать малыша? Наша многовековая история и культура, терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

В нашем детском саду одним из направлений работы с детьми является духовно-нравственное воспитание через музей. Воспитательная система по этому направлению проходит через все формы работы с детьми. Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре, богатству нашего народа.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада сложно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей и родителей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Знакомство с музеем позволяет развить у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Образовательная область «Познание»

1. Дать элементарные сведения об истории России.

2. Углублять и уточнять представления о Белгородской области.

3. Развивать интерес к истории Родного края.

Образовательная область «Социализация»

1. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения.

2. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

Образовательная область «Коммуникация»

1. Совершенствовать речь как средство общения.

2. Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Пополнять литературный запас стихотворениями о Родине.

Интегративные качества:

Формировать у детей активность, любознательность, отзывчивость.

 

В современных условиях музейно-педагогическая деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя. В связи с этим можно обозначить следующие её основные направления:

-информирование,

-обучение,

-развитие творческих начал, общение, отдых.

Подобное выделение условно, ведь сами направления изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны между собой, или пересекаются в каких-либо аспектах.

Однако для приобретения методических навыков в музейно-педагогической деятельности необходимо чётко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия.

Для эффективного решения обозначенных задач сочетаются различные методы и формы работы:

формирующие этнокультурное сознание (беседы, рассматривание оригинальных предметов быта: костюмы, посуда, украшения, картины и репродукции, иллюстрации, фотографии, слайды);

просмотр и прослушивание аудио – и видеозаписей;

применение

мультимедийного

оборудования;

проектирования и исследования (экскурсии и путешествие в историю края, жизнь народа, вещей, семьи);

метод этнический (знакомство с названиями местности);

метод сравнения и метод вопросов, способствующие развитию эмоционально-ценностного отношения;

рефлексивный метод; игровые методы (сенсорно-эмоциональные игры);

методы действенно-практического стимулирования: моделирования, рисования, макетирования;

родительские собрания;

консультации;

дни открытых дверей;

проведение совместных мероприятий (Смотры-конкурсы, праздники

«День Победы», «День защитника О

течества»);

наглядная агитация (информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, фотовыставки);

 

Музейно-педагогический аспект предполагает возможности, добиться пробуждения у ребят творческой активности, ведь интерес к теме возникнет у ребенка тогда, когда будет затронута его эмоционально — чувственная сфера.

В нашем музее экспонаты используются в качестве методического материала в различных видах деятельности. Система заданий, игр и упражнений помогает подготовить ребенка к восприятию экспонатов музея. Здесь дети имеют зрительный образ, чтобы правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде, учатся воссоздавать историко-этнографические реалии в художественных произведениях, знакомятся с утилитарным назначением предметов и осваивают манипуляции с ними.

Так, на примере обустройства нашей «Горницы» дети представляют, как человек наполнял свое жилище необходимыми предметами быта, благоустраивал его, украшал, создавал комфорт для своей семьи и обитателей дома. Семья, являясь наследницей и хранительницей традиций, воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но приумножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребят сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Введение краеведческого материала входит в процесс воспитания и образования дошкольников и основывается на освоении детьми социальной, культурной, природной среды родного края, что способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я — моя малая родина — моя Россия), значения Белгородской области в истории и культуре России.

Особое внимание уделяется знакомству детей с трагической, но и героической историей нашего края в годы Великой Отечественной войны, в виде тематических недель, посвященных Дню Победы, подготовки фотоальбомов «Прохоровское сражение», «Бессмертный полк».

Совмещение интересов по решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников, формирования гармонически развитой личности с широким культурным кругозором, позволяет установить партнерство в системе «детский сад — семья — социум», планировать общую деятельность, способствующую выявлению новой проблематики, методики, новые проекты, использовать традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной агитации, разнообразные культурно-досуговые мероприятия, но основная форма работы музея – экскурсии.

Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших планируемых мероприятий дети и родители станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие мероприятия станут поистине мероприятиями «нравственного воспитания». Тогда педагог может считать свою задачу выполненной.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То какие нравственные качества разовьются у малыша, зависит прежде всего от нас взрослых, от того, как мы его воспитываем, какими впечатлениями обогащаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×