УДК 371.8
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
MODERN FORMS OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK
СЕРГЕЕВА ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
СЕРГЕЕВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА ,
КОНАХИНА АННА НИКОЛАЕВНА
АББАЗОВА СВЕТЛАНА КАСЫМОВНА
Астраханский государственный университет
Astrakhan State University
Аннотация. В статье рассматривается проблема внеклассной социально-педагогической работы в школах. Обосновывается значение руководства школы и педагогического коллектива в социальном воспитании и развитии личности ребенка. Для решения проблемы предлагаются современные формы организации внеклассной педагогической работы и даются рекомендации по повышению уровня будущей воспитательной работы.
Abstract. The article considers the problem of extracurricular social and pedagogical work in schools. The importance of the leadership of the school and the pedagogical team in the social upbringing and development of the child's personality is substantiated. To solve the problem, modern forms of organizing extracurricular pedagogical work are proposed and recommendations are made to increase the level of future educational work.
Ключевые слова: внеклассная работа, воспитание, социально-педагогическая работа, школа, классный руководитель, учащиеся.
Keywords: extracurricular work, education, social and pedagogical work, school, class teacher, pupil.
Социальное воспитание детей – это один из главных факторов развития общества. Оно должно достигать успеху социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека. Школа является первой организационной средой для формирования и развития личности ребенка. Однако она зачастую не может выбрать необходимую направленность внеклассной социально-педагогической и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению взаимоотношений учеников и учителей.
Проблема профориентации молодёжи выходит за рамки экономики и приобретает воспитательную роль. Сохранение и развитие творческой активности ребёнка не стало основной целью воспитания в школьных программах. В связи с этим мы имеем основание говорить о небезупречности современной системы воспитания и малой эффективности воспитательного взаимодействия семьи и школы.
Важной частью деятельности педагогического коллектива школы является организация и руководство внеклассной социально-педагогической работой. Классные руководители планируют всю внеучебную деятельность. Большое место в организации внеклассной социально-педагогической работы занимают общешкольные мероприятия (вечера, дискотеки, игры) [5, c. 119]. При реализации внеклассной социально-педагогической работы необходимо направить усилия педагогического коллектива и руководства на:
разностороннее содержание
и общественную направленность.
Она должна охватывать
нравственное,
физическое,
эстетическое,
трудовое воспитание;
применение
массовых форм
внеклассной работы
для воспитания школьников и для разумной организации
свободного в
ремени;
п
едагогическому коллективу следует заботиться
о вовлеченности всех учащихся внеклассной
социально-п
едагогической работой.
в
неклассная
социально-педагогическая
работа должна способствовать
развитию общественных интересов и
активности учащихся
[3
,
с.
60].
Учитывая эти положения, педагогический коллектив должен разрабатывать систему внеклассной социально-педагогической работы в условиях нынешнего поколения, а руководство школы оказывать методическую помощь и проводить контроль за проведением и качеством этой работы.
Педагог О.С. Газман в статье «Ответственность школы за воспитание детей» предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:
1. Воспитание является органической частью «образования личности», которое осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития человека.
2. Процесс воспитания – это взаимодействие взрослых и детей с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов.
3. «Реализм целей воспитания» означает разностороннее развитие личности.
4. Базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания.
5. Идея жизненного самоопределения личности ребенка становится основополагающим для гуманистической ориентации педагога.
6. Участие детей во внеклассной социально-педагогической работе должно быть добровольным.
7. Коллективная творческая деятельность – это задачи и методы, обеспечивающие гуманистическую общность детей и взрослых [1, с. 30].
Благодаря вышесказанным идеям можно составить перечень форм организации внеклассной социально-педагогической работы в рамках современных реалий:
Внеучебные
программы.
Занятия спортом, физическое совершенствование.
Занятия искусством.
Исполнение социальной роли.
Занятия в
русле избранной профессии
.
Возможность индивидуального разностороннего личностного развития.
Возможность и интенсивность общения с внешкольными партнерами
[4,
c
. 43]
.
Человеку необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к жизни, к окружающему миру. Поэтому желательно крепкое соединение эстетического и этического начал в личности. Хорошая современная школа — это целый мир совместного накопления нравственного опыта, место организованного общения. Дети воспитываются в деятельности [2, с. 301]. И школе, как организатору воспитательной работы, нужно опираться на их актуальные потребности.
Для дальнейшего развития внеклассной социально-педагогической работы можно сформулировать основные рекомендации:
1. Создание в образовательных учреждениях воспитательных систем, основанных на гуманистической и социальной парадигмах.
2. Гармонизация социального поля жизнедеятельности ребёнка, педагогическое освоение среды образовательного учреждения.
3. Развитие клубной, досуговой и любительской деятельности, поддержка и создание новых молодёжных общественных объединений, поощрение демократических начал в самоуправлении.
4. Включение в школу программ, направленных на раннее профессиональное самоопределение учащихся.
5. Усиление социально-защитной функции школы, повышение эффективности мер по охране жизни, физического, умственного и психического здоровья детей средствами социально-педагогической деятельности.
6. Развитие сети учреждений дополнительного образования, здравоохранения, социальной защиты, спорта, комитетов по делам молодёжи, выполняющих социальный заказ по реализации образовательных программ различного уровня.
Таким образом, надо сделать всё, чтобы школа стала местом, где будут культивироваться общечеловеческие ценности, прежде всего гуманные, и чтобы работа классного руководства была эффективной, так как от классного руководителя зависит насколько будет интересна детям внеклассная деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Газман
О.
С. Ответственность школы за воспитание детей // Пед
агогика. - 1997. - № 7. – С. 45
Землянская
Е. Н. Теория и методика
воспитания младших школьников.
Учебник / Е.Н.
З
емлянская
. - М.:
Юрайт
, 2015.
-
508
c
.
Мардахаев
Л. В. Основы социально-педагогической технологии: Уче
бное пособие. – Рязань, 1999.
-
92
с
.
Смолина
Е.
А. 14 нестандартных моделей детского досуга. Оригинальные формы внеклассной работы с учащимися среднего и старшего возраста / Е.А. Смо
л
ина. - М.: Учитель, 2005.
-
127
c
.
Ясницкая
В. Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика / В.Р
.
Ясницкая
. - М.: Академия, 2004
.
-
352
c
.
REFERENCE (TRANSLITERATED)
1. Gazman O.S. Otvetstvennost' shkoly za vospitanie detej // Pedagogika. - 1997. - № 7. – S. 45
2. Zemljanskaja E. N. Teorija i metodika vospitanija mladshih shkol'nikov. Uchebnik / E.N. Zemljanskaja. - M.: Jurajt, 2015. - 508 c.
3. Mardahaev L. V. Osnovy social'no-pedagogicheskoj tehnologii: Uchebnoe posobie. – Rjazan', 1999. - 92 s.
4. Smolina E.A. 14 nestandartnyh modelej detskogo dosuga. Original'nye formy vneklassnoj raboty s uchashhimisja srednego i starshego vozrasta / E.A. Smolina. - M.: Uchitel', 2005. - 127 c.
5. Jasnickaja V. R. Social'noe vospitanie v klasse. Teorija i metodika / V.R. Jasnickaja. - M.: Akademija, 2004. - 352 c.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат