«Рекомендации проведения «Уроков Доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок»
Винникова Е.А.
В последние годы благодаря усилиям государства и общественных организаций в образовательных организациях начат процесс активного включения людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума. В настоящее время люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в формировании и инспектировании доступной среды, информировании о возможности получения помощи и поддержки, а также выступают активными организаторами интеграционных мероприятий.
Реализация принципов интеграции и инклюзии в образовании требует создания
условий для организации продуктивного взаимодействия воспитанников с ОВЗ с их
сверстниками как в образовательном процессе, так и за его пределами. Решение данной
задачи возможно при условии подготовки к этому взаимодействию как самих воспитанников с инвалидностью и ОВЗ, так и их сверстников.
Важное значение в работе с детьми, не имеющими ограничений по здоровью отводится формированию позитивного отношения к людям с ОВЗ, их знакомству с особенностями таких людей и со способами общения и взаимодействия с ними.
Цели и задачи методических рекомендаций.
Целью данных методических рекомендаций является оказание содействия педагогическим работникам в проведении мероприятий «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок среди детей.
В рамках методических рекомендаций решаются следующие задачи:
определение теоретических основ формирования толерантных установок у детей, не имеющих ограничений по здоровью;
совершенствование умений по разработке структуры «Уроков доброты» и содержания каждого его этапа;
характеристика особенностей людей с инвалидностью;
характеристика способов сопровождения ребенка с ОВЗ;
определение способов организации продуктивного общения и взаимодействия между детьми с ОВЗ и их сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью.
Занятия по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок должны иметь практикоориентированный характер и предусматривать применение интерактивных методов обучения. Организация такого рода обучения позволяет создавать модели ситуаций непосредственного взаимодействия, сопровождения, благодаря которым воспитанники, не имеющие ограничений по здоровью, могут ощутить себя в различных ситуациях, с которыми сталкивается человек с ОВЗ ежедневно, самостоятельно сделать выводы, а также обменяться с другими участниками занятия своими мыслями и чувствами.
Организация дискуссии и обмена мнениями на разных этапах занятия позволяет ребятам глубже понять и прочувствовать возможности и достижения ребят с ОВЗ, а также их ежедневные проблемы.
Организация Уроков Доброты предусматривает децентрализацию позиции педагога. Он лишь регулирует процесс и занимается организацией занятия (готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы и темы для обсуждения и анализа, контролирует работу на каждом этапе занятия).
Основными формами организации занятий должны быть: Case-study (анализ конкретных ситуаций) Мини-лекция Деловая игра Мастер класс Дискуссионная технология «Аквариум» Социально-психологический тренинг Методика «Займи позицию» Групповое обсуждение Методика «Дерево решений» Методика «Попс-формула» Выбор формы занятия осуществляется с учетом возраста обучающихся.
На изучение одной темы может быть отведено не одно, а несколько занятий.
Уроки Доброты должны проходить в комфортной неформальной обстановке. Занятия в зависимости от цели могут быть организованы не только в помещении группы, но в других помещениях образовательной организации, а также вне ее (на спортплощадке, во дворе детского сада, на стадионе, в парке и т.д.)
При проведении урока в помещении группы рекомендуется создать комфортную атмосферу для дискуссии (отодвинуть столы, организовать полукруг, подготовить пространство для безопасного проведения практических тренировок и т.д.) Уроки Доброты должны проводить подготовленные педагоги, знающие особенности людей с ОВЗ и способы общения и взаимодействия с ними.
Взаимодействие нормально развивающихся воспитанников и их сверстников, имеющих ОВЗ, способствует их взаимообогащению, формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Ребята, не имеющие ограничений по здоровью, учатся опыту взаимодействия, сопровождения и позитивному отношению. Включенность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников (в ходе проведения интегрированных мероприятий, инклюзивного образования) повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает их адаптационные возможности.
Необходимым условием проведения уроков является тщательно подготовительная работа. В ходе ее проведения осуществляются подбор темы, ситуации для обсуждения, конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. Кроме того при подготовке урока должна быть четко определена цель занятия; подготовлены наглядные и раздаточные материалы, которые позволяют детям лучше запомнить и усвоить новые понятия или названия технических средств, используемых людьми с ОВЗ в своей жизнедеятельности; обеспечено техническое оборудование; определены участники, основные вопросы, их последовательность; подобраны практические примеры из жизни. Завершается занятие подведением итогов педагогом (или приглашенным гостем, ведущим занятие).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат