Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ЛОГОРИТМИКИ И ДЕТСКОГО ИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА. Работа №48882

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ЛОГОРИТМИКИ И ДЕТСКОГО ИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ЛОГОРИТМИКИ И ДЕТСКОГО ИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА

А.В. КАЗАНСКАЯ

 

Аннотация: Данная статья посвящена уточнению особенностей развития плавной речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием. В ходе экспериментальной работы установлено, что у таких детей нарушения плавности речи проявляются в интонационных, тембральных, темпо-ритмических ошибках, а так же в логике постановки ударений. Это приводит к дефектам и сбоям системы общения, отрицательно влияет на развитие личности ребенка.

Abstract: This article is devoted to clarifying the features of the development of smooth speech in older preschool children with stuttering. In the course of experimental work, it was found that in such children, violations of the smoothness of speech are manifested in intonation, timbral, tempo-rhythmic errors, as well as in the logic of stress setting. This leads to defects and failures of the communication system, negatively affects the development of the child's personality.

Ключевые слова: заикание, плавная речь, логопедические занятия, обучение, воспитание.

Keywords: stuttering, smooth speech, speech therapy classes, training, education.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с таким речевым нарушением, как заикание. Проблема заикания возникает, чаще всего, уже в раннем детстве и без существенной коррекционной работы дефект может сохраняться у человека долгое время и во взрослой жизни. Основным симптомом заикания является нарушение плавности речи, которое появляется из-за различного рода прерывания, продливания или повторения отдельных звуков и слогов.

Если вовремя не начать коррекционную работу в детском возрасте, то это может вызвать трудности в общении с окружающими, отрицательно влиять на способность ребёнка приобретать новые знания, умения, навыки в школе. [1, с. 680]. В связи с этим ищут новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков плавности речи.

Цель данного исследования – установление особенностей развития плавной речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием, а также разработка и апробация на практике методики по коррекции нарушений развития плавности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием на основе логоритмики и детского игрового фольклора.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения №53 г. Коврова. В исследовании принимали участие 10 дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет. У всех членов данной группы было выявлено заикание невротической формы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования.

Провести эмпирическое исследование особенностей речевого развития старших дошкольников с заиканием.

Разработать и апробировать на логопедических занятиях систему

приемов и упражнений, направленных на коррекцию плавности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

Выявить эффективность логопедических занятий, направленных на коррекцию плавности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

Для данного исследования было использовано несколько методик:

Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи;

Белякова Л.И. , Дьякова Е.А Методика логопедического обследования;

По методике Беляковой Л.И. , Дьяковой Е.А были проанализированы анамнестические сведения, наследственность, протекание беременности и родов, период жизни ребенка до года, период дошкольного возраста, речевой анамнез, условия воспитания ребенка, развитие заикания, психологический климат в семье, заключения специалистов и психолого-педагогическая характеристика ребенка.

По методике Лазаренко О.И. обследовались темп, ритм, интонация, тембр голоса и умение правильно поставить логическое ударение.

Данные методики были выбраны потому, что они позволяют провести комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности заикающегося ребенка, позволяют провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию целенаправленной коррекции плавности речи у детей с заиканием.

Для обследования каждого компонента детям давалось два задания. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком с использованием стимульного материала.

Темп речи

Задание №1: «Послушай и повтори стихотворение с таким же темпом, как я». Использование прибаутки «Сидит белка на тележке».

Задание №2: «Повтори

стихотворение подумай, в каком месте нужно прочесть в медленном, среднем, быстром темпе. Прочти стихотворение вслух» Детям давался отрывок уже известного им стихотворения «Идет коза рогатая»

Ритм речи

Задание №1: «

Прохлопать

руками ритмический рисунок зна

комой песни после демонстрации педагога». Отрывок частушек

бабок-ёжек

из

м

/

ф

«Летучий корабль»

Задание №2: «Послушай, я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов та-та-та или простучу. Узнай, какая фраза произнесена первой, какая второй»

Интонация

Задание №1:

«Послушай предложения и определи, где вопрос, восклицание или ничего не происходит (повествование)).

Дети слушали

потешку

«Ладушки-ладушки».

Задание № 2: «Послушай и повтори с правильной интонацией»

Воспроизведения тембра голоса и логического

ударения

Задание №1: «Внимательно слушай предложение. Назови, какое слово я выделила в предложении».

Задание №2: « Послушай внимательно и повтори за мной, выделяя слова, как это делаю я». Для проведения данного задания использовалась прибаутка

«

Тили-бом

!

Тили-бом

 

Результаты обследования показали, что у 50% детей отмечались существенные трудности в выполнении заданий, при обследовании темпа речи; 60 % детей не справились с заданиями, предложенными для обследования ритма речи; низкие результаты показали дети, при выполнении заданий, направленных на обследование интонации (70%); в ходе обследования тембра голоса и логического ударения у детей наблюдалось большое количество ошибок, при выполнении данных упражнений.

Нами была разработана и апробирована программа приемов и упражнений, которые были направленны на коррекцию плавности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

Целью данной программы являлась коррекция плавности речи у детей с заиканием с помощью логоритмики и детского игрового фольклора.

Так же были определены задачи данной программы:

1. Коррекция темпа речи

2. Исправление нарушений ритма

3. Коррекция интонационной стороны речи

4. Работа над тембром голоса и логическим ударением

В основу коррекционной работы легли методические рекомендации Г.А. Волковой.

В ходе работы над интонационной стороной речи, детям предоставлялись задания, направленные на изучение и передачу основных видов интонации. В основу легли гласные звуки. Так же, для полного осмысления заикающимися различных видов интонаций, добавлялись жесты. Постепенно полученные навыки вводились уже в слог, слову, фразу и в спонтанную речь.

Развитие тембра голоса и логического ударения осуществлялось с помощью двух основных методов:

1. Чтение стихов под музыку

2. Подражение речи педагога

В работу так же активно включались плавные жесты руками, чтобы ребенок мог лучше понимать и чувствовать изменения высоты голоса.

В основе коррекции темпо-ритмической стороны речи лежали игры и упражнения, в которые было активно включено музыкальное сопровождение. На данном этапе велась работа над координацией и точностью движений, правильным дыханием, стимуляцией мышечного тонуса, умением управлять им, а так же над мягкой атакой голоса.

После реализации разработанной программы нами было установлено эмпирическое подтверждение ее эффективности, поскольку была выявлена положительная динами у всех детей старшего дошкольного возраста с заиканием. Результаты повторного обследования темпа речи показали, снижение трудностей в выполнении заданий до 20%. До 40% меньше трудностей испытывали заикающиеся при повтором обследовании ритма речи. С 70% до 45% снизился показатель трудностей в выполнении заданий при повторном обследовании интонационной стороны речи. Так же дети стали допускать значительно меньше ошибок в постановке логического ударения и улучшили свои показатели при выполнении заданий на обследование тембра.

Таким образом, логоритмические занятия с использованием детского игрового фольклора влияют как на развитие плавности речи в целом, так и на развитие координации движений, ориентировку в пространстве и творческих способностей ребенка в частности.

 

Библиографический список

 

Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов

дефектол

.

фак

.

пед

. Вузов [Текст] / Л. С. Волкова, С. Н.

Шаховская. – М.

:

Гуманит

. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680

c

.

Белякова, Л. И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” [Текст] / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М.

:

В. Секачев, 1998. – 304

c

.

Лазаренко, О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей [Текст] / О. И. Лазаренко. – М.

:

ТЦ Сфера, 2009. – 64

c

.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×