Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №7 имени кавалера ордена Славы М.А. Николаева города Сызрань Самарской области,
структурное подразделение «Детский сад №4»
Название проекта:
«В мире классической музыки».
Номинация: Этико-эстетическое направления воспитания.
Тип проекта: творческий.
Авторы проекта:
Ушенина Ольга Валерьевна, музыкальный руководитель,
Калачева Анна Владимировна, воспитатель,
Козина Ирина Вениаминовна, воспитатель,
Атаманова Наталья Юрьевна, инструктор по физической ультуре
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Участники проекта: дети подготовительной группы компенсирующей направленности, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.
Не надо думать, что старая музыка устарела.
Подобно прекрасному правдивому слову
не сможет устареть прекрасная правдивая музыка»
Р.Шуман
Актуальность:
В этом высказывании звучит мнение музыканта XIX века. Возникает вопрос: а как сейчас воспринимается классическая музыка. Достаточно ли она понятна в современном мире? В разных странах и у разных народов всегда считалось, что музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставить наслаждение или напротив, вызвать сильное душевное волнение; способна побуждать слушателя к размышлениям и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить глубокие чувства, которые порой невозможно описать словами.
Формирование основ музыкальной культуры детей – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. В настоящее время люди часто не умеют слушать и слышать не только природу или музыку, но и друг друга. Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира уже в дошкольном возрасте. И здесь нам помогают шедевры классической музыки.
Классическая музыка обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, дает детям возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства. С помощью классической музыки, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.
Роль и значение музыкального искусства в обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации; она передает мысли, чувства, идеи, объединяет самые различные слои населения. Дошкольное детство – период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Ранние музыкальные впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся основным импульсом для дальнейшего эстетического развития ребенка, о чем свидетельствуют воспоминания композиторов, выдающихся музыкантов-исполнителей. Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают большой объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее. Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы, что необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, способности передать музыкальные образы в движении, формированию у воспитанников музыкальных эталонов.
Таким образом, возникла необходимость разработки проекта «В мире классической музыки», реализация которого способствует приобщению детей дошкольного возраста к музыкальной классике. Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире.
Цель и задачи проекта:
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике, формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей.
Цель достигается в процессе решения поставленных задач.
Задачи:
1. Развивать творческое воображение у дошкольников средствами слушания музыки.
2. Расширять представления о классической музыке и композиторах.
3. Вызвать и поддерживать интерес к музыке, сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства.
4. Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, движениях, инсценировках).
5. Взаимодействовать с родителями на принципах партнерства и сотрудничества, для формирования единого образовательного пространства развития личности ребенка.
6. Сформировать у родителей активную позицию в музыкальном воспитании и образовании детей.
Материально-техническое обеспечение:
видео и аудио записи классической музыки, ноутбук, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи; художественная литература, детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др.).
Разработанные рекомендации для родителей по ознакомлению детей с классической музыкой. Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме классическая музыка, репродукция картин.
Основные формы реализации проекта:
1. Интервьюирование детей - «Что ты знаешь о классической музыке?»
2. Индивидуальные беседы с детьми «Мои любимые классические музыкальные произведения».
3. Рассказ воспитателя о творчестве композиторов М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского, М.И.Глинки, о создании альбома М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»
4. Анализ продуктивной деятельности (рисунки) «В гостях у сказки» «Времена года. Весна».
5. Анкетирование родителей - «Классическая музыка в вашей семье».
6. Доминантные занятия по слушанию музыки;
7. Слушание музыки в режиме дня
8. Работа с познавательной литературой;
9. Продуктивная деятельность (изодеятельность); рисование образов после прослушивания музыкальных композиций.
10. Музыкальные викторины;
11.релаксационные паузы;
Итогом реализации проекта станет Музыкальный спектакль «В музее оживших картин».
Этапы проекта:
1этап – подготовительный;
2 этап – реализация проекта;
3 этап – презентация проекта.
1 этап – подготовительный
- Введение музыкальных минуток в группе (прослушивание классических композиций в группе).
- Обеспечение взаимодействия с родителями воспитанников детского сада по реализации проекта (информационные стенды, беседы, анкетирование, консультации, изготовление атрибутов, картин к итоговому мероприятию).
- Подготовка методической литературы.
- Подбор иллюстративного материала.
- Подбор музыкального материала.
-Подбор и создание мультимедийных презентаций
- Подбор развивающих игр, упражнений по пластике, мимике, логоритмике.
- Разработка сценария итогового мероприятия Музыкального спектакля «В музее оживших картин»
2 этап – реализация проекта
Совместная деятельность педагога с детьми.
-Чтение рассказов о жизни и творчестве композиторов классиков «Музыкальные страницы»
- Показ презентации «Симфонический оркестр»
- Показ презентации «Времена года».
- Показ презентации «Волшебный мир музыки Сен-Санса» и слушание произведений автора
- Слушание произведений из альбома «Картинки с выставки» - «Нянина сказка», «Танец невылупившихся птенцов», «Баба Яга», «Гномы» М.П.Мусоргского; «Прогулка» С.Прокофьева, «Камаринская» М.И.Глинки, «Аквариум» Сен-Санса, «Детский альбом» П.И.Чайковского.
-Организация выставки рисунков детей совместно с родителями «Мы рисуем музыку»
- Проведение НОД «Эти разные оркестры»
- Организация выставки детских рисунков на тему «Детский альбом» П.И. Чайковского;
- Разработка информационных листов для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с классической музыкой дома;
- Обогащение предметно-развивающей среды картинами, альбомами, портретами композиторов.
Совместная деятельность педагога, детей и родителей.
1. Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников (индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование).
2. Оказание информационной и методической помощи, родителям.
3. Изготовление атрибутики к спектаклю, костюмов.
3 этап: Презентация проекта
Представление Музыкального спектакля «В музее оживших картин» с участием всех детей данной группы для родителей и других педагогов.
Ожидаемые результаты:
1. Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
2. Закрепление знаний инструментов, узнавание тембра инструментов.
3. Умение детей через рисунок понять и представить образ и настроение музыкального произведения.
4. Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
5. Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
6. Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.
7. Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома и рисование рисунков вместе с детьми по мотивам музыкальных произведений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показывает практика, реализация проекта позволяет отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повышает художественные требования к музыкальному репертуару в детском саду. В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; изменились особенности их музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Более глубокими и содержательными стали высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, их образная речь. Словарь пополнился новыми словами. Дети различают и называют музыкальные произведения, композитора, определяют характер музыки, рассказывают об образе прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике. Музыкальный язык - завораживающий, но непростой. И данный проект подтверждает, что педагог может не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат