ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Формирование у детей связной речи является одной из важных задач речевого развития дошкольников в ДОУ. Умение в развернутой форме связно и последовательно излагать мысли, имеет большое значение в общении ребенка с окружающими. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Л.С. Выготский, изучая процессы мышления и речи, пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что‐то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность [1, с. 19]. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Пересказ – первый вид рассказов, которому педагог начинают учить детей. Пересказ – воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи [2, с. 74]. Данной проблеме посвящены исследования многих ученых, педагогов. Л.Н. Толстой обращал внимание на необходимость воспитания детей путем бесед, чтения. К.Д. Ушинский разработал целостную, стройную систему обучения родному языку. Особое внимание он уделял «развитию дара слова», то есть умению выражать свои мысли в устной и письменной речи; «усвоению форм языка», выработанных как народом, так и художественной литературой. Однако в настоящее время педагоги отмечают, что связная речь и, в частности, пересказ художественных произведений вызывает у детей серьезные трудности.
Образовательная деятельность по пересказу литературных произведений занимает значительное место в системе работы по формированию связной речи дошкольников. Методика обучения пересказу зависит от возрастных особенностей детей, от уровня развития связной речи детей, от поставленных задач воспитателем, а также от особенностей предлагаемого воспитателем текста. В процессе работы над пересказом литературных произведений нами выделены следующие методические приемы, облегчающие овладение пересказом детей дошкольного возраста: словесные – вопросы, речевой образец воспитателя, подсказ слова или фразы, поощрение, беседа; наглядные – рассматривание иллюстраций; драматизация. Кроме этого, мы предлагаем ежедневное включение чтения сказок, рассматривание книг, свободное общение с детьми на основе художественной литературы. Таким образом, учитывая возрастные особенности детей, используя методические приемы, способствующие обучению детей пересказу литературных произведений, можно добиться высоких, положительных результатов. Педагогическое мастерство и педагогические технологии Дошкольная педагогика
Список литературы
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева; В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Курс лекций для студентов пед. институтов / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1974. – 288 с
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат