Носкова Галина Александровна
МБОУСОШ № 29. р.п. Чунский
Исследование системы ценностных ориентаций
младших школьников
Предметом нашего исследования является система ценностных ориентаций младших школьников. Это сложный социально – психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
Известный социолог Захар Ильич Файнбург отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности…; «Мы имеем дело с многомерным объектом очень сложным по своей структуре».
Младший школьный возраст, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик, начинает разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках.
Он начинает задумываться над своим «Я», вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребёнка. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности. Происходит формирование системы ценностных ориентаций оказывающей влияние на становление характера и личности в целом.
Проблему ценностных ориентаций мы решали с позиции целостного, системного подхода к изучению индивидуальности школьника. Этот подход наиболее близок нашему пониманию ценностных ориентаций, что позволяет рассматривать это образование как сложное и многокомпонентное которое возникает в процессе развития и взаимодействия.
Фактические данные были получены по результатам работы с учащимися 4-х классов.
Для того чтобы выявить желания, интересы, направленность учащихся, провели анкетирование. Анкета «Современный младший школьник. Какой он?» автор Гаврилычева, Г.Ф.
Детям был задан вопрос: «Что волнует тебя, когда ты думаешь о себе»?
Ответы следующие:
– меня беспокоят мои дела в школе, меня волнует то, что я страшная;
– получу двойку, что мне надо подкачаться, какой я - добрый или злой;
– как я выгляжу, приятно ли людям общаться со мной, меня волнуют оценки, контрольные работы, интересует улица, друзья;
– волнует, что человек умирает; интересует кем я стану во взрослой жизни.
Проанализировав ответы обучающихся, выявили содержательную сторону их интересов, основу отношений к окружающему миру. Ответы распределили таким образом:
Что бы ты хотел (а) изменить в своей жизни?
Что волнует, интересует тебя, когда ты думаешь о себе?
5% - хотели бы изменить внешность.
18% - интересны свои личностные качества, а так же других.
14% - волнует отношение к животным.
20% - волнует, что будет в будущем, работа, профессия.
18% - намерены все поменять. Ответственно относится к своей жизни.
4% - беспокоят взаимоотношения в семье.
11% - хотели бы изменить окружающий мир, чтобы было больше доброты.
10 % - волнуют спортивные достижения.
Обучающиеся проявляют независимость в суждениях, уверенность, эмоциональную чувствительность. Имеют ориентации на продуктивную деятельность, совершенствование личностных качеств, ценности социальной успешности.
Я хочу, чтобы меня не осуждали, что я не совсем такая, как все.
Чтобы люди заботились о своей планете.
Чтобы не было мусора, не срубали
деревья. Я хочу быть учителем.
Я бы хотела, чтобы наша семья была богата, но деньги мы бы
от
давали в благотворительные фонды.
Чтобы я бы
ла хорошим человеком и делала
больше хороших дел.
Я бы хотел хорошо учиться.
Мне всё нравиться.
Я бы хотела стать сильнее.
Я бы хотел изменить всё.
Стараться учиться лучше.
На вопрос: «В какой стране ты живёшь?». Учащиеся называют Россию.
58% - ответили, что Россия - Родина, дом, где они живут, земля матушка.
42% - Россия это страна, где живут люди, животные, что здесь мирное и лучшее житьё, много полезных ископаемых. Хочу, чтобы Россия стала ещё богаче, Россия это круто!
Итак, у учащихся идёт процесс накопления информации и положительных впечатлений о стране. Образ Родины определяется как общечеловеческая ценность.
Учащиеся ответили на вопрос: «Каким должен быть президент»?
Ответы такие:
– предсказательный, умеющий решать проблемы личные и других;
– ответственный, доброжелательный, решительный, честный, справедливый;
– аккуратный, весёлый и богатый, женатый, уверенный, спокойный;
– не жестокий, брутальный, терпеливый, сдерживать обещания;
– делать для людей как можно больше.
Если бы я был(а) президентом:
– отвечал бы за всю страну, выдавал много денег, ходила в дорогой одежде;
– поставил в школе газированные и чипсовые – бесплатные автоматы;
– я был бы добрый и веселый; отдала деньги детскому дому, не воевала,
а помогала людям.
Есть ответы, из которых понятно, что на первый план выходят интересы, направленные на личностное благосостояние и ответы, из которых ясно, что дети понимают, как должен руководить президент - ценностные ориентации направлены на благосостояние, развитие, совершенствование других людей, народа, человечества в целом.
Дети думают, рассуждают над своими личностными качествами. У них появляется потребность в саморазвитии, осознание противоречий, принятие необходимости выполнения социальных обязанностей. Осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо.
Направленность на ценностные ориентации показывает, что учащиеся имеют представления о нравственных понятиях. Они мобильные и разносторонние, залогом гармоничного развития личности младшего школьника является индивидуальный подход, внимательное отношение к ребенку и позитивный настрой.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат