Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Исследование системы ценностных ориентаций младших школьников. . Работа №48956

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Исследование системы ценностных ориентаций младших школьников.
Работа:

Носкова Галина Александровна

МБОУСОШ № 29. р.п. Чунский

Исследование системы ценностных ориентаций

младших школьников

 

Предметом нашего исследования является система ценностных ориентаций младших школьников. Это сложный социально – психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Известный социолог Захар Ильич Файнбург отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности…; «Мы имеем дело с многомерным объектом очень сложным по своей структуре».

Младший школьный возраст, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик, начинает разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках.

Он начинает задумываться над своим «Я», вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребёнка. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности. Происходит формирование системы ценностных ориентаций оказывающей влияние на становление характера и личности в целом.

Проблему ценностных ориентаций мы решали с позиции целостного, системного подхода к изучению индивидуальности школьника. Этот подход наиболее близок нашему пониманию ценностных ориентаций, что позволяет рассматривать это образование как сложное и многокомпонентное которое возникает в процессе развития и взаимодействия.

Фактические данные были получены по результатам работы с учащимися 4-х классов.

Для того чтобы выявить желания, интересы, направленность учащихся, провели анкетирование. Анкета «Современный младший школьник. Какой он?» автор Гаврилычева, Г.Ф.

Детям был задан вопрос: «Что волнует тебя, когда ты думаешь о себе»?

Ответы следующие:

меня беспокоят мои дела в школе, меня волнует то, что я страшная;

получу двойку, что мне надо подкачаться, какой я - добрый или злой;

как я выгляжу, приятно ли людям общаться со мной, меня волнуют оценки, контрольные работы, интересует улица, друзья;

волнует, что человек умирает; интересует кем я стану во взрослой жизни.

Проанализировав ответы обучающихся, выявили содержательную сторону их интересов, основу отношений к окружающему миру. Ответы распределили таким образом:

Что бы ты хотел (а) изменить в своей жизни?

Что волнует, интересует тебя, когда ты думаешь о себе?

5% - хотели бы изменить внешность.

18% - интересны свои личностные качества, а так же других.

14% - волнует отношение к животным.

20% - волнует, что будет в будущем, работа, профессия.

18% - намерены все поменять. Ответственно относится к своей жизни.

4% - беспокоят взаимоотношения в семье.

11% - хотели бы изменить окружающий мир, чтобы было больше доброты.

10 % - волнуют спортивные достижения.

 

Обучающиеся проявляют независимость в суждениях, уверенность, эмоциональную чувствительность. Имеют ориентации на продуктивную деятельность, совершенствование личностных качеств, ценности социальной успешности.

Я хочу, чтобы меня не осуждали, что я не совсем такая, как все.

Чтобы люди заботились о своей планете.

Чтобы не было мусора, не срубали

деревья. Я хочу быть учителем.

Я бы хотела, чтобы наша семья была богата, но деньги мы бы

от

давали в благотворительные фонды.

Чтобы я бы

ла хорошим человеком и делала

больше хороших дел.

Я бы хотел хорошо учиться.

Мне всё нравиться.

Я бы хотела стать сильнее.

Я бы хотел изменить всё.

Стараться учиться лучше.

На вопрос: «В какой стране ты живёшь?». Учащиеся называют Россию.

58% - ответили, что Россия - Родина, дом, где они живут, земля матушка.

42% - Россия это страна, где живут люди, животные, что здесь мирное и лучшее житьё, много полезных ископаемых. Хочу, чтобы Россия стала ещё богаче, Россия это круто!

Итак, у учащихся идёт процесс накопления информации и положительных впечатлений о стране. Образ Родины определяется как общечеловеческая ценность.

Учащиеся ответили на вопрос: «Каким должен быть президент»?

Ответы такие:

предсказательный, умеющий решать проблемы личные и других;

ответственный, доброжелательный, решительный, честный, справедливый;

аккуратный, весёлый и богатый, женатый, уверенный, спокойный;

не жестокий, брутальный, терпеливый, сдерживать обещания;

делать для людей как можно больше.

Если бы я был(а) президентом:

отвечал бы за всю страну, выдавал много денег, ходила в дорогой одежде;

поставил в школе газированные и чипсовые – бесплатные автоматы;

я был бы добрый и веселый; отдала деньги детскому дому, не воевала,

а помогала людям.

Есть ответы, из которых понятно, что на первый план выходят интересы, направленные на личностное благосостояние и ответы, из которых ясно, что дети понимают, как должен руководить президент - ценностные ориентации направлены на благосостояние, развитие, совершенствование других людей, народа, человечества в целом.

Дети думают, рассуждают над своими личностными качествами. У них появляется потребность в саморазвитии, осознание противоречий, принятие необходимости выполнения социальных обязанностей. Осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо.

Направленность на ценностные ориентации показывает, что учащиеся имеют представления о нравственных понятиях. Они мобильные и разносторонние, залогом гармоничного развития личности младшего школьника является индивидуальный подход, внимательное отношение к ребенку и позитивный настрой.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×