ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
Центр содействия семейному воспитанию «Центральный»
Конспект открытого занятия по развитию эмоционально-волевой сферы ребёнка с детьми 4-го года жизни.
Тема: «Путешествие в лето».
Составила и провела педагог-психолог:
Зворыкина Алла Анатольевна
Москва. 2022 год.
Описание: конспект открытого занятия по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы ребёнка 4 –го жизни.
Цель занятия: научить ребёнка передавать свои эмоциональные состояния, обучить приёмам само-расслабления с помощью цвето-терапии и снятия мышечного напряжения.
Коррекционно-развивающие задачи:
учить определять и оценивать св
оё эмоциональное состояние
;
закрепить понятие «настроение», какое оно бывает;
учить ребёнка сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние, знакомить с разными способами корректировки
своего состояния;
обучить приёмам само-расслаб
ления и снятия мышечного напряжения;
развивать интере
с к изучению самого себя, навыкам
общения и оценочной деятельности;
воспитывать позитивное отношение к себе и к окружающему миру;
формировать произвольное поведение, умение действовать по сигналу и соответственно правилам игры;
развивать внимание, память, мышление, речь и воображение;
воспитывать черты характера: доброту, чуткость и отзывчивость.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
познавательное развитие,
эмоциональное и эмоционально-волевое развитие.
Методы и приёмы:
практические:
упражнения на развитие движений и снятие мышечного напряжения, игры: «Прятки», «Паровозик», релаксация;
наглядные:
мультфильм: «Паровозик Чух-Чух», «Жёлтый кит», наблюдения, цветочная поляна, цветик-семицветик, игрушки зверей;
словесные:
беседа, рассказ педагога-психолога, загадки, объяснение, обсуждение, вопросы к ребёнку, анализ работы.
Форма организации образовательной деятельности: индивидуальная.
Словарная работа: обогащение словаря ребёнка словами: существительные - лепесток, запад, восток, земля, настроение; глаголы: лети, вели.
Предварительная работа:
беседа о путешествиях и о видах транспорта для путешествий;
просм
отр мультфильма: «Цветик –
семи
цветик
»;
дидактическая игра: «Назови цвет».
Планируемые результаты:
стабилизировать эмоциональный фон ребёнка
и научить приёмам само-расслабления и снятия мышечного тонуса;
сформировать эле
ментарные навыки о путешествиях.
Материал и оборудование: ноутбук с мультфильмами, листы голубого цвета, синий платок, разноцветные цветы, цветик – семицветик, обруч с цветными лентами (цветные ворота), шапочки лягушат, воздушный шарик оранжевого цвета, угощение, фигурки зверей.
Структура занятия:
№
Этапы занятия
Продолжительность
1.
Организационный этап
30 секунд
1.1.
Ритуал приветствия
1 минута
1.2.
Квик-настройка на занятие
2 минуты
2.
Основной этап
22 минуты
2.1.
Демонстрация поляны с цветами
1 минута
2.2.
Задание № 1 «Отгадай загадки»
3 минуты
2.3.
Задание № 2 «Оранжевый паровозик»
3 минуты
2.4.
Задание № 3 «Жёлтая песенка»
3 минуты
2.5.
Задание № 4 «Зелёные лягушата»
3 минуты
2.6.
Задание № 5 «Голубые комочки»
3 минуты
2.7.
Задание № 6 «Прятки с платочком»
3 минуты
2.8.
Задание № 7 «Фиолетовые бабочки»
3 минуты
3.
Заключительный этап. Релаксационное упражнение.
1 минуты
4.
Рефлексия
2 минуты
5.
Сюрпризный момент (угощение).
1 минута
6.
Итог занятия
30 секунд
Всего:
30 минут
Ход занятия:
Организационный момент:
Катя появляется на занятии вместе с педагогом-психологом, держась за руки. Образуют круг.
- Давай мы поздороваемся друг с другом, улыбнёмся друг другу и скажем, какое у нас сейчас настроение?
- А теперь давай поприветствуем всех вокруг.
Слова приветствия:
- Здравствуй, солнышко-дружок. (руки вверх, делаем «фонарики»)
Здравствуй, носик-пятачок. (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки. (показываем губки)
Здравствуйте, зубки. (показываем зубки)
Губками «почмокали» (чмок, чмок, чмок)
Зубками «пощёлками» (щёлк, щёлк, щёлк)
Руки вверх подняли и ими помахали,
А теперь, все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали.
Педагог-психолог:
- Катя, а какое сейчас время года?
(Ответ Кати).
Педагог-психолог:
- Правильно, лето. Летом вся природа окрашена в разноцветные краски: на деревьях – зелёные листочки; цветут красные, жёлтые и синие цветы; летают разноцветные бабочки. Всё красиво вокруг! Вот и мы с тобой сегодня будем веселиться, играть, путешествовать и получать хорошее настроение.
- Катя, а какое время года любишь ты больше всего?
(Ответ Кати).
- А ты любишь путешествовать?
(Ответ Кати).
Педагог-психолог:
- Вот и мы сегодня с тобой отправимся в путешествие.
- А на чём можно путешествовать?
Катя:
- На машине, на поезде, на самолёте.
Педагог-психолог:
- А что тебе больше нравится? Самолёт, поезд или машина?
(Ответ Кати).
Педагог-психолог:
- Наше путешествие – совсем необычное. Оно сказочное и разноцветное. Чтобы его начать, нам нужно пройти через разноцветные ворота.
(Педагог-психолог и Катя проходят под музыку через обруч с разноцветными лентами).
Но путешествовать в одиночку – это скучно и не интересно. Давай посмотрим на экран ноутбука и увидим, кто хочет отправиться вместе с нами. А заодно и узнаем, на чём мы будем путешествовать.
- Просмотр мультфильма: «Паровозик Чух-Чух».
Беседа по содержанию просмотра:
Педагог-психолог:
- А кто путешествует?
Катя:
- Корова, поросёнок, кот, коза, лошадь, овца.
Педагог-психолог:
- А как ты думаешь, животные с удовольствием отправились в путешествие? Или их заставили поехать и им грустно?
(Ответ Кати).
- А на чём путешествуют животные?
Катя:
- На поезде.
Педагог-психолог?
- А вагоны какого цвета есть у поезда?
Катя:
- Жёлтый, красный, голубой, розовый, синий, зелёный.
Педагог-психолог:
- А в вагоне какого цвета едут животные?
Катя:
- Корова едет в синем вагоне, поросёнок – в красном, кот – в голубом, коза – в розовом, лошадь – в синем, овца – в зелёном.
Педагог-психолог:
- Выбери себе тот цвет, который тебе больше нравится. Ты и поедешь в вагоне этого цвета и узнаешь, кто будет твоим соседом-другом.
(Ответ Кати).
2. Основная часть:
Педагог-психолог:
- Наше путешествие начинается…
(Педагог-психолог и Катя идут по кругу, имитируя движение поезда).
Педагог-психолог:
- Мы попали с тобой на цветочную поляну. Посмотри, сколько цветов вокруг, и все они разного цвета. Давай соберём букет из цветов и назовём цвет каждого цветка в отдельности.
Катя:
- Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Педагог-психолог:
- Катя, посмотри какой букет мы собрали. Он тебе нравится?
(Ответ Кати).
Педагог-психолог:
- Посмотри, пожалуйста, а что это за необычный цветок? У него все лепестки разноцветные. А ты не знаешь, как он называется?
(Ответ Кати).
Педагог-психолог:
- Я подскажу тебе. Это – цветик-семицветик. А как ты думаешь, почему он так называется?
(Ответ Кати).
Педагог-психолог:
- У него семь лепестков, и все они разного цвета.
- А какой из лепестков тебе нравится больше всего?
(Ответ Кати).
(Педагог-психолог и Катя считают лепестки у цветка и называют цвет каждого лепестка).
- Давай сейчас с тобой вспомним слова, которые говорила девочка Женя из мультфильма: «Цветик-семицветик».
- Лети, лети лепесток.
Через запад, на восток,
Облети вокруг земли,
Быть, по-моему, вели!
- Давай оторвём красный лепесток и выполним первое задание.
- Велю, чтобы ты, Катя, отгадала загадки. А загадки у меня очень непростые. Тебе подсказка: все отгадки будут красного цвета.
- Тебе не страшно? Ведь тебя ждёт сложное задание.
(Ответ Кати).
Задание № 1. «Отгадай загадку».
1 загадка:
- Говорила мама Боре:
«Не пойдём, сейчас – опасно!
Потому что в светофоре,
Не зелёный свет, а …
(красный).
2 загадка:
- Он нам дарит сок томатный,
Вкусный, нежный, ароматный.
Любит солнышко синьор –
Красный, спелый …
(помидор).
3 загадка:
- Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с иголками - …
(малина).
Педагог-психолог:
- Катя, ты правильно отгадала все загадки. Тебе было трудно? Или тебе понравилось отгадывать загадки?
(Ответ Кати).
Педагог-психолог:
- Отправляемся дальше.
Давай оторвём лепесток оранжевого цвета и превратимся …
Лети, лети, лепесток.
Через запад, на восток.
Облети вокруг земли,
Быть, по-моему, вели!
- Велю, чтобы мы с тобой превратились в паровозик.
- Как ты думаешь, у нас получится?
(Ответ Кати).
Задание № 2. «Оранжевый паровозик».
(Педагог-психолог и Катя зажимают между собой, животиками, воздушный шарик оранжевого цвета, стараясь не помогать руками. Двигаются под музыку. Как только музыка заканчивается, поезд останавливается.
- Катя, тебе понравилось путешествовать на паровозике? А что именно?
(Ответ Кати).
Педагог-психолог:
- Тогда отправляемся дальше. Давай оторвём лепесток жёлтого цвета.
Лети, лети лепесток.
Через запад, на восток.
Облети вокруг земли,
Быть, по-моему, вели!
- Велю, чтобы ты, Катя, прослушала песенку на ноутбуке.
- А тебе нравится слушать песни?
- Или ты больше любишь их петь?
(Ответ Кати).
Задание № 3. «Жёлтая песенка».
(прослушивание песенки: «Жёлтый кит» из мультфильма: «Тюбидубики»).
Педагог-психолог:
- Катя, а про кого пелось в песенке?
(Ответ Кати).
Педагог-психолог:
- А какого цвета был кит?
(Ответ Кати).
Педагог-психолог:
- А вот если бы ты была художником, ты нарисовала бы кита какого цвета?
- А какой цвет тебе не нравится?
(Ответ Кати).
Педагог-психолог:
- А теперь давай оторвём лепесток зелёного цвета.
Лети, лети лепесток.
Через запад, на восток.
Облети вокруг земли.
Быть, по-моему, вели!
- Велю, чтобы ты, Катя, превратилась в лягушонка.
- А каким лягушонком ты будешь? Добрым или злым?
(Ответ Кати).
Задание № 4. «Зелёный лягушонок».
- Давай с тобой наденем шапочки лягушонка и попрыгаем, как лягушата. Какого они цвета?
- А как они говорят?
(Ответ Кати).
Педагог-психолог:
- Давай попрыгаем, как лягушата, и скажем: «Ква, ква, ква». А когда я хлопну в ладоши, надо замереть на месте.
- Тебе понравилось играть?
(Ответ Кати).
Педагог-психолог:
А какая игра тебе нравится больше всего на свете?
(Ответ Кати).
- А теперь давай оторвём лепесток голубого цвета.
Лети, лети лепесток.
Через запад, на восток.
Облети вокруг земли.
Быть, по-моему, вели!
- Велю, чтобы ты, Катя, превратилась в голубые комочки.
Задание № 5. «Голубые комочки».
(Перед Катей лежат листочки голубого цвета. Их надо скомкать, тем самым превратить в комочки. Затем бросаем друг в друга комочки. Игра прекращается, когда педагог-психолог хлопнет в ладоши).
- А какое у тебя сейчас настроение после игры?
(Ответ Кати).
- А теперь давай оторвём синий лепесток.
Лети, лети лепесток.
Через запад, на восток.
Облети вокруг земли.
Быть, по-моему, вели!
- Велю, чтобы ты, Катя, поиграла со мной в прятки и с животными, которые с нами путешествуют. Давай прятаться под этим синим платочком.
Задание № 6. «Прятки с платочком».
Педагог-психолог:
- Мы играем в прятки, спрятались зверятки.
(Одну из игрушек накрываю синим платком).
- Раз, два, три! Кто там спрятался внутри! Ты, Катя, не зевай, поскорее отвечай!
(Катя отгадывает, кого из зверей накрыли платочком).
- Катя, а тебе в игре нравится быть водящим или тебе нравится больше прятаться?
(Ответ Кати).
- Катя, наше путешествие приближается к концу. Давай оторвём последний лепесток фиолетового цвета.
- Катя, у нас остался последний лепесток…Какое настроение у тебя сейчас?
(Ответ Кати).
Лети, лети лепесток.
Через запад, на восток.
Облети вокруг, земли.
Быть, по-моему, вели!
- Велю, чтобы ты, Катя, превратилась вот в таких красивых бабочек фиолетового цвета.
Задание № 7. «Фиолетовые бабочки».
- Катя, представь, что ты превратилась в бабочку. Давай полетаем и помашем крылышками.
А теперь бабочки устали и прилегли отдохнуть. Глазки закрыты.
- Послушай, что я расскажу тебе (звучит тихая, спокойная мелодия).
3. Заключительный этап. Релаксационное упражнение.
Мы с тобой оказались на солнечной полянке, где тихо стрекочут кузнечики, летают разноцветные бабочки и чуть слышно поют птицы. Ветерок легко касается твоего тела, лица, ручек и ножек. Тебе очень тепло и приятно. Ты – отдыхаешь и расслабляешься. Я сейчас сосчитаю от пяти до одного. И когда прозвучит слово «один», ты откроешь глазки, и все силы вернутся к тебе. Настроение будет радостным и бодрым.
- Катя, что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя настроение?
(Ответ Кати).
- Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в группу. А для этого нам нужно обратно пройти через разноцветные ворота.
4. Рефлексия.
- Катя, сегодня мы с тобой были в разноцветном путешествии. Давай вспомним все цвета у лепестков цветика-семицветика и все задания.
(Ответ Кати).
- А тебе понравилось путешествовать?
(Ответ Кати).
Педагог-психолог:
- А что понравилось тебе больше всего?
(Ответ Кати).
Педагог-психолог:
- Катя, а на чём бы ты хотела совершить путешествие в следующий раз? И кого из друзей ты бы взяла с собой в путешествие?
(ответ Кати).
Педагог-психолог:
- А почему с собой в путешествие ты взяла бы именно их?
(ответ Кати).
5. Сюрпризный момент.
Педагог-психолог:
- Катя, ты сегодня очень хорошо занималась. Ты – большая молодец! И за это я дарю тебе волшебный подарок. Ты сейчас пойдёшь в группу к ребятам. Расскажи им, пожалуйста, о нашем путешествии, поделись с ними угощением и хорошим настроением.
6. Итог занятия:
- А теперь давай прощаться.
До свидания. До новых встреч.
Катя:
- До свидания.
Список используемой литературы:
Программа психолого-педагогических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик – семи цветик»
для детей от 3 до 7 лет. Автор
:
Куражева
Н.Ю.,
Вараева
Н.В., Козлова И.А.,
Тузаева
А.С.
Практикум по
сказкотерапии
. Автор:
Зинкевич
-Евстигнеева Т.Д.
Лабиринт души. Терапевтические сказки. Автор:
Хухлаева
О.В.,
Хухлаев
О.Е.
Учебная программа психологического сопровождения детей 2-4 лет «Вместе весело играть». Автор:
Пазухина
И.А.
Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Автор: Крюкова С.В.,
Слободяник
Н.П.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат