«МИНИ-МУЗЕЙ «НАША РОДИНА - РОССИЯ», КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор Сергеева Светлана Анатольевна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому развитию детей №31»
Асбестовского городского округа
Аннотация Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как уровень общего образования раскрытия потенциальных способностей ребенка. Духовно-нравственное развитие — формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.
Введение
В содержании Федерального государственного стандарта дошкольного образования отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев обязательно включаем практическую часть. Это разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр мы используем такие формы и приемы, как: заполнение различных материалов, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы; выполнение совместных с родителями заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
Содержательная часть
Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников является определить новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей, в контексте гражданско-патриотического воспитания.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
- выявить основные подходы, которые будут гарантировать достижение результатов гражданско-патриотического воспитания;
- повысить эффективность образовательного процесса в части воспитания гражданской позиции у старших дошкольников.
Деятельность ребенка осуществляется в условиях определенной предметной среды. Предметный мир детства – это не только игровая среда, но и среда развития всех специфически детских видов деятельности. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности, в контексте формирования патриотического сознания.
Создавая свой мини-музей, мы на первый план выдвинули задачу помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Создание мини-музея по патриотическому воспитанию "Наша Родина - Россия" состояло из нескольких этапов:
1 этап: На родительском собрании сообщили родителям об организации в группе мини-музея, обговорила направление, предложили придумать название мини-музея, В результате конкурсного отбора мы совместно определили название музея .
2 этап: Вместе с детьми определили удобное место для его расположения – учитывали наличие эстетичности, соблюдение правил безопасности. Продумали вместе с детьми, какой материал есть у детей дома по данному направлению – для этого провели серию занятий по определению круга вопросов, которые будут отражены в экспозиции.
3 этап: Совместно с родителями собирали экспонаты и материал для будущего мини-музея (фотографии, открытки) Дети рисовали рисунки, фотографировались вместе с родителями в разных исторических местах нашего города.
4 этап: Разработали перспективно-тематический план занятий с детьми и родителями, а также продумали тематику выставок, продумали перспективы дальнейшей работы.
5 этап: Открытие мини-музея с приглашением родителей, провели экскурсию в нашем музее, рассказали детям, что такое экскурсовод, в чем заключается его роль и какая особенность его деятельности
После проведенной работы по созданию музея в группе начался самый интересный этап – организационно-содержательный.
С помощью родителей закрепили пластиковый стенд, который условно разделили на четыре части.
На первом разместили герб Москвы – столице нашей Родины, а также иллюстративный материал ее достопримечательностей, цель - понимание целостности нашей Родины, знакомство со столицей.
На втором стенде расположили открытки городов-героев, цель – помочь детям осознать, что Россия – огромная страна, познакомить детей с историческими деталями, расширять их кругозор.
Третий стенд посвятили городу Екатеринбургу, на нем расположили герб города и фотографии тех достопримечательностей, которые узнают и называют сами дети (цирк, зоопарк, парк Маяковского), цель – познакомить детей с родным краем, столицей Урала – познакомить с музеями, памятниками, выдающимися людьми.
Четвертый стенд посвятили своей «Малой Родине» - городу Асбесту, достопримечательности представлены личными фотографиями детей, с изображениями мест, которые они посещали с родителями: библиотека, музей, памятник погибшим воинам. Цель – создать условия для социального развития ребенка: помочь осознать детям понятие «Малая Родина».
Кроме того, внесли практический материал, интересный для детей: иллюстрации, отражающие традиционную одежду народов, населяющих нашу страну, представлены костюмы: русский народный, татарский, башкирский, цыганский, чукотский. Цель – подвести детей к пониманию, что все мы – россияне, представители разных национальностей, познакомить с разными народами, их национальной одеждой, традициями.
На полочках выставлены экспонаты предметов, выполненных из дерева, бересты, уральских камней, это позволяет расширить кругозор детей, познакомить с русской культурой и народным промыслом.
Реализуя проект «Мини-музей «Наша Родина – Россия» получили следующие результаты:
- Музей «Наша Родина - Россия» создан и функционирует в режиме постоянного дополнения экспозиций;
- На базе нашего детского сада прошел городской семинар для педагогов городских детских садов «Музейная педагогика как средство реализации ФГОС ДО», дети показали практическую часть по организации музея – проведение экскурсии с практическими играми для взрослых (старших воспитателей городских детских садов);
- Была сделана подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, которая постоянно пополняется материалами нового поколения.
Заключение
Перспектива работы музея подчиняется определенным правилам: не надо гнаться за активным обновлением материалов: отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в нашем музее с определённой цикличностью, знакомство с отдельными темами проходит у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.
Список литературы
Алексанина
Н. С. Инновационная деятельность в образовании// Мир образования – образование в мире. – 2006. – № 4.
Байдина
Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
Виноградова Н. А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. – М.:
Айрисс-пресс
, 2008.
Малюшова
, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н.
Малюшова
// Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
Рыжова Н., Логинова Л.,
Данюкова
А. Мини-музей в детском саду. М:
Линка-Пресс
, 2008
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат