ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В РАЗВИТИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
Мертвищев Павел Георгиевич, учитель технологии.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Хакасия для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II видов», г. Абакан, Республика Хакасия.
Декоративно-прикладное творчество – одно из средств трудового и эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств.
Декоративно-прикладное творчество способствует художественному воспитанию детей, приобщает к труду, дает гордость и радость в том, что он создает. В итоге общество получает хорошего специалиста, любящего свой труд. Но для того, чтобы успешно проводить обучение учитель сам должен уметь лепить, владеть способами обжига изделий из глины, рисовать. Чтобы показать очередность лепки какого-либо изделия, надо нарисовать технологическую схему процесса. Например, я показываю несколько схем, с которыми я работаю. Так как я работаю с глухими и слабослышащими детьми, то в схемах присутствует надпись частей тела животного (схема № 1), чтобы дети знали название той или иной части тела, порядок работы, количество частей поделки, используемые в работе инструменты (схема № 2,3). Обжигом я занимаюсь сам дома в печи при температуре +800 градусов Цельсия, затем дети ошкуривают изделие наждачной бумагой и раскрашивают гуашью, а после высыхания покрываем акриловым лаком.
Чтобы интерес к занятиям керамическими изделиями не ослабевал, дети участвуют в выставках, проводится работа с родителями, чтобы они заказывали те или иные поделки на дачу, домой. Ведь если похвалить вовремя, то у ребенка формируется потребность сделать еще больше и лучше, а учитель помогает ему в этом советом, иногда поправкой как лучше сделать.
Кружок керамики работает уже три года. Лепим большое разнообразие животных, приспосабливая их под шкатулки, копилки. Девочкам очень нравится лепить цветы и бусы. Перед началом занятия я спрашиваю, а что бы вы желали слепить? Тем ребятам, кто не определился с выбором, предлагается тема и только после выбора темы изделия производится лепка с участием меня в процессе творчества.
Параллельно с керамикой мы с детьми занимаемся графическим рисунком. Это позволяет расширить мир фантазий и развивать упорство, настойчивость, наблюдательность.
Организовываются выезды на природу, зоопарк.
У детей появляется потребность к творчеству, чтобы выплеснуть все свои эмоции в своих произведениях искусства. Ведь маленький человек должен верить, что он совершает чудо, лепя и рисуя окружающий мир таким, каким они желают его видеть. Задача учителя еще больше повысить интерес к занятиям. Из заинтересованности появляется тяга к самостоятельности, к самоутверждению. Чтобы поддержать детей в этом проводится оценка их работ.
Дети, занимаясь с раннего возраста творчеством и трудом, подготавливаются к трудовой жизни, к познанию большего.
В старших классах, когда появляется сила в руках, в развитии, наблюдательности – проводится обучение резьбе по дереву. Тут помогает умение рисовать, видеть объем, и мир фантазий, которые были развиты с детства. Ведь если ребенок не приучен к труду и творчеству с детства, то в старшем возрасте будет сложно от него этого добиться.
Большая роль в воспитании творческого человека принадлежит клубам, по месту жительства, где проводится кружковая работа. И учителям дополнительного образования, работающим в клубах и школах-интернатах.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат