Как воспитать «будущего инженера»?
Говоря о новых подходах к развитию и обучению, хочется отметить, что сегодня становится популярным направление, в основе которого лежит не просто индивидуализированный подход и умение слушая слышать, но раскрытие потенциала человека — это ключевая его задача и основной результат.
Ведь неспособных людей нет. Есть неспособные определить свои способности, развить их. А посколько эти задачи решаются в детстве, мы, взрослые обязаны помочь в этом детям.
LEGO – конструирование, с дошкольного детства – легкая дорога для развития интеллектуальных и конструктивных способностей, столь так необходимых в век новых технологий. Подготовка детей к изучению технических наук — это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлечённых своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением. Именно поэтому коллектив детского сада №4 г. Новороссийска считает приоритетной деятельностью ДОУ «Формирование предпосылок инженерно-технической культуры у дошкольников»
Конструирование в детском саду способствует формированию первичного представления о мире профессий, интереса к профессионально-трудовой деятельности, позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Для успешной работы по данному направлению, педагоги МБДОУ ЦРР детского сада №4 приняли участие в практических мастер — классах, проводимых в рамках «Дней программирования LEGO education (эдьюкейшен)». В детском саду Организована насыщенная развивающая предметно-пространственная среда. В техно-центре «Винтик», ребята имеют возможность почувствовать себя маленькими инженерами. Пополнение техноцентра конструкторами нового поколения, лего - столами различной модификации позволяют поддерживать длительный интерес к техническому творчеству, использовать детальки уже знакомого конструктора в иной пространственной плоскости. Ребята могут свободно передвигаться, сохранять свои постройки и не быть ограниченным рамками стола и лего — стены, за счет использования мобильных строительные плат, платформ.
Выбирая, конструктор LEGO, педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Педагоги придерживаются принципа минимакса, в соответствии с которым создана картотека строительных карточек-схем, технологических карточек, тематических карт по уровням сложности (зеленая рамка-простая постройка, красная-с усложнением).
Приоритетной формой приобщения к техническому творчеству служит игровая форма. Педагогами разработана методическая копилка с картотеками игр с раннего возраста.
Стимулирование творческой активности детей возможно посредством различных форм взаимодействия педагогов, родителей и детей.
Проектная деятельность эффективная форма интеграции Лего-технологии с другими видами деятельности по всем направлениям развития ребенка.
В рамках проекта ребята учатся не только работать по плану, самостоятельно определять этапы будущей постройки. Ребята учатся анализировать ее, объединять свои постройки в более масштабные, видеть себя в контексте совместной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий для достижения единой созидательной цели.
Ребята сами определяют, где и как они представят результат своей деятельности. В результате творческие продукты транслируются на ежегодном фестивале «Самоделкин», представляются на конкурсе «Юные конструкторы и проектировщики».
Постройки ребят активно используются в сюжетно - ролевых играх, театрализации. Но особый интерес детей вызывают лего-мультфильмы. В детском саду работает мультстудия «Веснушки». Анимация стала стимулятором творческой активности детей, которая позволила детям оживить неподвижное. Так постройки из лего стали декорациями и героями авторских мультфильмов «Муха-чистюха», «Настоящая мама для щенка».
Работая по программе «Тропинки» детский сад активно реализует технологию «Дети волонтеры». Немаловажную роль в формировании конструктивных навыков у детей младшего дошкольного возраста играет общение с ребятами-волонтерами из подготовительной группы, учениками начальной школы №14 поселка Верхнебаканский, которые раз в неделю посещают своих подопечных. Ребята учат правильно соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки, инсценируют сказки с элементами конструктивной деятельности, передавая свой игровой опыт. В процессе общения с волонтерами воспитанники становятся более общительными и раскрепощенными, быстро и с удовольствием осваивают процесс конструирования. Педагогами активно применяется такой прием как Самопрезентация. Дети со старшими товарищами учатся не просто описывать свои постройки и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы воспитателя, и сверстников. Это позволяет воспитывать ответственность и уверенность в себе.
Развитию технического творчества способствует реализация технологии «Сотрудничества», «Работа в парах». Для работы дети объединяются в пары:
-пары, включающие детей с одинаковым уровнем конструктивных навыков;
- пары, включающие детей с разным уровнем конструктивных навыков;
- пары, сформированные по единообразию интересов.
Конструируя в парах, ребята быстрее осваивают материал, становятся более организованными.
Проведенный опрос родителей воспитанников ДО, позволил выяснить: родители знакомы с Лего - конструированием, но часто сталкиваются с трудностями при организации конструктивной деятельности дома. В основном это самостоятельная деятельность детей.
Данная проблема обусловила создать условия для развития конструктивных способностей в процессе совместной работы родителей и детей. Решением послужило использование технологии LEGO-чемодана. LEGO-чемодан-пластиковые кейсы, бокс, с ручкой. Чемодан содержит платформу, конструктор, творческие задания и рекомендации по его выполнению. Ротация содержимого происходит в зависимости от темы недели, проектной деятельности, от конструктивных способностей детей, по уровням сложности. Лего чемодан может выступать как средство индивидуального взаимодействия с родителями. В течение определенного промежутка времени родители с детьми выполняют задания. Творческие проекты семейных команд находят отражение в электронных фотоальбомах, фотовыставках, конкурсах.
Наши маленькие инженеры еще только в самом начале пути, но мы уверенны что каждый из них сможет развить свои способности, сумеет практически применить полученные знания в различных областях техники.
Салихова Гюльнара Агамирзаевна
Старший воспитатель
Молчанова Оксана Викторовна
Старший воспитатель
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат