«Куклотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Проблема развития речи у детей дошкольного возраста является актуальной в системе образования. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, один из самых простых и эффективных способов воздействия на детей, является игра с куклой. В этом простом способе наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Тяжелая структура речевого нарушения требует системного комплексного подхода – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития
ребенка.
В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
Основным условием ускорения развития речевой деятельности, является применение различных инновационных технологий обучения речи. К таким технологиям следует отнести куклотерапию,
Куклотерапия позволяет ребенку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребенку.
Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи. Кукла служит для ребенка своего рода защитой, психологической опорой в его публичном выступлении.
Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога.
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
• коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
• воспитательную – психокоррекция, проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), развитие речи, моторики;
• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Умелое использование куклотерапии помогает развитию связной речи, значительно пополняет словарный запас, делает речь более грамотной, выразительной.
Ребенок воспринимает куклу как реального друга, как равного партнера для общения. Кукла, по мнению ребенка, все понимает.
Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».
Поэтому куклотерапия широко применяется в педагогике, психологии, логопедии. Эти средства позволяют в непринужденной обстановке проводить непосредственно образовательную деятельность, развивая все стороны речевого и психического развития ребенка.
Профессиональный воспитатель, логопед или психолог может превратить игрушку в уникальное средство своей практической и исследовательской деятельности.
С помощью разных кукол можно одновременно решать несколько задач: наладить контакт с ребенком, повысить общий эмоциональный фон, улучшить настроение. У ребенка появляется желание ближе «познакомиться» с куклой, произвести впечатление на нее, а значит и правильно выполнить предлагаемые задания, ответить на вопросы педагога, тем самым развивая речь, пополняя активный словарь, развивая артикуляционный аппарат.
В результате использования куклотерапии у детей появляется желание пересказывать и сочинять сказки, заучивать стихи и малые фольклорные формы. Куклы доставляют радость детям. А кто смеется – здоров. Значит, куклы лечат!
Список используемой литературы.
Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога : - М.: АРКТИ, 2004.
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.
Татаринцева А. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. Речь.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат