Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ . Работа №49383

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Работа:

Муханова Светлана Владиславовна

Студентка магистратуры ГМУ ГУЭР «Московская

международная академия», г. Москва

 

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В УСЛОВИЯХ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Статья посвящена одной из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике государства, проблеме образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно о специфике одной из форм обучения детей с ОВЗ - форме надомного обучения.

В статье отражены основные принципы организации обучения на дому, права и обязанности участников образовательного процесса.

Ключевые слова: инклюзивное образование, доступное образование, надомное обучение, адаптированная образовательная программа, академические права, дистанционные образовательные технологии. 

 

Mukhanova Svetlana Vladislavovna

Master student "Moscow international academy”

Moscow

 

SPECIAL FEATURES OF EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

IN THE CONDITIONS OF HOME LEARNING

 

The article is devoted to one of the important areas in the modern social and educational policy of the state, the problem of education of children with disabilities, namely, special features of one of the forms of education for children with disabilities - the form of home learning.

The article reflects the basic principles of organizing home learning, the rights and obligations of participants in the educational process.

Key words: inclusive education, accessible education, home learning, adapted educational program, academic rights, distance learning technologies.

 

 

Деятельность коррекционных образовательных учреждений регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97 № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов».

В соответствии с этими документами во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются специальных образовательные стандарты.

Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях. Организация обучения определяется постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» от 18.06.96 № 861.

Одной из форм обучения детей с ОВЗ в школах YIII вида является организация надомного обучения.

Надомное обучение — это учебный процесс, при котором учитель приходит к ребёнку домой, в больницу или проводит занятия дистанционно. 

Поскольку надомное обучение — это не самостоятельная форма получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок. А именно: назначает преподавателей, распределяет нагрузку и составляет индивидуальный план аттестаций и обучения. В последний должны входить все обязательные предметные области и предметы в соответствии с планом получаемого уровня образования. Причем максимальная нагрузка не должна превышать установленную для всех школ (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10). Семья же должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома. 

Также государство должно обеспечить ученика необходимым минимумом на надомном обучении — бесплатными учебниками, консультациями, занятиями с учителями и психологической помощью, мероприятиями с другими школьниками. 

Для перевода ребёнка с ОВЗ или инвалидностью на надомное обучение необходимо заключение психолого-медико-педагогической комиссии и заявление родителей. 

Полный перечень заболеваний, которые позволяют перейти на надомное обучение, зафиксирован в Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому" (Зарегистрирован 20.07.2016 № 42916).

Школа надомного обучения реализует программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и является общеобразовательным учреждением.

В штатное расписание образовательного учреждения, использующего форму надомного обучения, должно включить следующие должности:

- педиатр; - медицинская сестра;- реабилитолог; - психотерапевт; - учитель-логопед;

- учитель-дефектолог; - педагог-психолог; - педагог-психолог с квалификацией «социальный психолог».

Образовательный процесс в условиях надомного обучения осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, учителями и воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку. В целях охраны и укрепления здоровья обучающихся проводятся лечебно-профилактические мероприятия, групповые и индивидуальные коррекционные занятия.

Учебный план надомного обучения разрабатывается на основе базисного учебного плана с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и пожеланий родителей обучающихся. В течение года в него можно вносить изменения – в зависимости от особенностей развития обучающихся и характера протекания заболевания.

Одной из важных психологических задач обучения на дому является повышение мотивации учеников к  обучению. Не имея возможности чувствовать и соотносить свой личный успех с успехами сверстников, ребёнок теряет стремление к достижению. Необходимо найти такие формы учебной деятельности ребёнка, в которых он смог бы почувствовать себя успешным, организовывать его участие в школьных конкурсах и смотрах.

Разнообразие форм и технологий индивидуального сопровождения надомного обучения определяется степенью и типами ограничений и возможностей  ребенка.

В таблице представлена технологическая последовательность модели сопровождения индивидуального обучения:

 

Этапы организации 

учебного процесса

Действия специалистов сопровождения

 Определение формы организации обучения

Консультирование родителей

Анализ предыдущего обучения и его результатов

 Проведение ПМКконсилиума

Комплексная диагностика развития ребенка

Составление рекомендаций по обучению

Подбор оптимальных методов обучения, стиля учебного взаимодействия, формы проверки знаний

 Назначение учителя

Консультирование учителя об особенностях развития ученика, его возможностях и ограничениях

 Проведение педагогического тестирования

Ассистирование учителю 

 Составление индивидуального расписания

Рекомендации по нагрузке

Консультирование родителей о доли участия в процессе обучения

 Составление ИОП

Коррекция БУП в связи с интересами и планами ученика

Включение блока коррекционно-развивающей и консультативной работы

Консультирование классного руководителя по вопросам социализации и условиям успешности ребёнка

 Проведение учебных занятий

Ассистирование учителю на уроке

Индивидуальное консультирование педагога

Анализ наиболее эффективных форм учебного взаимодействия

Работа с родителями (обучение и консультирование)

 Проведение аттестационных работ

Поиск адекватных способов контроля

Ассистирование на аттестационных работах

 

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП является достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения. Итоговая аттестация включает в себя процесс текущей и промежуточной аттестации последнего учебного года. Как и при промежуточной аттестации, итоговая оценка представлена в виде развёрнутой характеристики обучающегося, отражающей состояние развития его жизненных компетенций. Оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося осуществляет экспертная группа, в которую входят специалисты организации, непосредственно работающие с обучающимся.

Родители обучающегося, являясь активными участниками образовательного процесса, принимают непосредственное участие в создании индивидуальной программы и ее реализации. Эту же работу проводят и специалисты организации.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: в школе YIII вида обучаются дети с умственной отсталостью и другими психическими отклонениями в развитии: дети с умственной отсталостью; дети с эндогенными психическими заболеваниями; дети с реактивными состояниями, конфликтными переживаниями, астениями; дети с признаками задержки психического развития; дети с признаками психопатии. Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети. Большинство из них — олигофрены.

Комплексное сопровождение индивидуального обучения на дому обеспечивается посредством разработки целой системы, ориентированной на конкретного ученика. Учебный процесс строится путём  составления индивидуального учебного расписания ребёнка, которое обязательно согласовывается с родителями с учётом активности и периода работоспособности ребёнка. Разнообразие форм и технологий индивидуального сопровождения надомного обучения определяется степенью и типами ограничений и возможностей  ребенка.

 

 

Список использованных источников

 

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации"

https://legalacts.ru/doc/273_FZ-obobrazovanii/

;

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-19122014-n-1598/

;

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1599 «Об

утверждении

федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-19122014-n1599/

;

Письмо Минобрнауки РФ от 11.03.2016 ВК-452/07 «Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ»

http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-11032016-n-vk-45207-ovvedenii/

;

Письмо Минобрнауки РФ от 15.03.2018 №ТС-728/07 «Об организации работы по СИПР»

http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-15032018-n-ts-72807-ob-organizatsii/

;

Елисеева Е.Н., Рудакова Е. А.

, Царев А.М. «

О

рганизация обучения на дому обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по специальным индивидуальным программам развития

»

.

Методические рекомендации

.

Псков: 2020. – 89с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×