Здоровьесберегающие технологии на уроках
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, венцом этой гармонии является радость творчества»
В. А. Сухомлинский
Проблема сохранения здоровья стала актуальной еще в древности. Началом возникновения идеи здоровьесбережения считают V-II века до нашей эры. Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном.
В настоящие время медицинские осмотры показывают, что совершенно здоровым является только один ученик из десяти. Поэтому сохранение здоровья — это потребность не только нашего, но и будущих поколений.
Человек – элемент физического мира природы. На него, как и на все объекты природы, распространяются законы физики, например, законы Ньютона, закон сохранения и превращения энергии и другие.
Поэтому на уроках физики вопросах сохранения здоровья должно уделяться достаточно внимания. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогание, а дети должны прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь свое здоровье.
На уроках физики и внеурочной деятельности надо расширять спектр применения здоровьесберегающих технологий.
Личностно-ориентированное обучение
предполагает развитие личностных (социально-значимых) качеств подростка: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие и т.д. Эта технология создает оптимальные условия для самовыражения, поскольку
выступает в
данном случае в
роли эффективного
способа закрепления тех или иных личностных качеств.
Дифференцированное
, в том числе и
индивидуальное
обучение
опирается на изучение особенностей человека
(социально
-демографических
,
социально-психологических, индивидуально-личностных. Цель этой технологии – оказание
психологической и
методической помощи учащимся в том, чтобы они были успешными в учебной деятельности.
Проблемное обучение
предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения. Технология способствует появлению и сохранению интереса к учебному материалу.
Эффективной речевой деятельности
позволяет управлять речью. Учитель постоянно отслеживает качество, как своей речи, так и речи учеников. Технология помогает создавать благоприятный психологический микроклимат главным образом через
этикетность
речи.
Диалоговое обучение
дает возможность строить урок на
диалоговой основе, т. е. превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмоциональная, креативная (обмен идеями), биоэнергетическая (энергетический обмен). На уроке приоритетными становятся
взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка.
Рефлексивное обучение
содержит информацию о рефлексии, ее сущности, этапах и видах. Учитель в процессе урока имеет возможность
отслеживать уровень
понимания учениками материала, особенности
их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом посредством обратной связи. Технология помогает создать условия для самовыражения подростков, инициирует разнообразные виды деятельности.
Учитывая, что технология – это последовательность шагов, этапов к достижению результата, а педагогическая технология – это еще и техника, которая включает в себя методы, формы и приемы, то здоровьесберегающие технологии объединяют все эти понятия плюс принципы здоровьесберегающей педагогики.
Итак, чтобы сохранить здоровье подростка создается адаптивное пространство для каждого ученика через:
Реализацию дифференцированного подхода к подростку;
Использование ИКТ, исследовательскую, проектную, коллективную и игровую деятельность;
Двуплановость
при введение нового материала – каждое слово, несущее самостоятельную смысловую нагрузку, сопровождается
соответствующей интонацией, жестом, мимикой
;
Выход на рекомендации семье, ученику о наиболее благоприятном пути его индивидуального развития.
На уроках физики необходимо постоянно поддерживать интерес у школьников к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, в то же время надо учитывать уровень их усталости, стараться не причинить вред здоровью. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения, которые бы стимулировали самостоятельное приобретение знаний, активизировали бы мыслительный процесс и сохраняли бы здоровье. Включение в урок здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения увлекательным, создает у подростков бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат