Муханова Светлана Владиславовна
Студентка магистратуры ГМУ ГУЭР «Московская
международная академия», г. Москва
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Статья посвящена актуальной в настоящее время теме тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ, а также связанных с ним вопросов необходимость внедрения технологий тьюторского сопровождения учащихся с ОВЗ в практику образовательных учреждений.
В статье акцентируется внимание на открытые образовательные технологии, методологию тьюторства, принципы сопровождения, пути развития.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальные образовательные программы.
Mukhanova Svetlana Vladislavovna
Master student "Moscow international academy”
Moscow
TUTORING SUPPORT FOR STUDENTS WITH DISABILITIES
The article is devoted to the current topic of tutor support for students with disabilities, as well as related issues, the need to introduce technologies for tutor support of students with disabilities in the practice of educational institutions.
The article focuses on open educational technologies, tutoring methodology, support principles, ways of development.
Key words: tutor, tutor support, individual educational trajectory, individual educational programs.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ — необходимое звено инклюзивного образования. Тьютор (tutor англ. наставник, опекун) — это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. В результате работы тьютора ребенок с ОВЗ получает возможность иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме.
Сегодня тьюторство является особой педагогической позицией, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ (ИОП) обучающихся и сопровождает процесс индивидуального образования в образовательной организации. Один ассистент или тьютор нужен в школе на каждые 1–6-х учеников с ОВЗ с учетом особенностей детей. Министерство просвещения РФ в письме от 20.02.2019 № ТС-551/07 разъяснило, в чем состоит разница между ассистентом и тьютором.
Различия должностей ассистента и тьютора представлены в таблице:
Ассистент (помощник)
Тьютор
Статус
Не педагогический работник
педагогический работник
Требования
к образованию
Среднее общее образование, краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте либо профобучение по программам «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ»
Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»
Требования
к стажу работы
Не предъявляются
Не менее двух лет
Функции
и задачи
Оказывает детям с ОВЗ только техническую помощь:
сопровождает ученика в школу;
помогает ему ориентироваться в здании школы;
обучает, как пользоваться средствами реабилитации;
помогает вести записи, приводить в порядок рабочее место, соблюдать необходимые санитарно-гигиенические требования
Организует обучение и воспитание детей с ОВЗ:
готовит дидактические материалы для урока;
транслирует задания учителя;
интегрирует ученика в социальную и образовательную среду школы;
участвует в разработке адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП)
Нормативные документы, которые регламентируют работу
Часть 3 статьи 79 Федерального закона №273-ФЗ; пункт 30 Порядка образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 №115
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 №761н
Основание
для введения должности
Рекомендации ПМПК или содержание перечня мероприятий психолого-педагогической реабилитации в индивидуальной программе реабилитации инвалида
Решение администрации школы
По мнению Т.М. Ковалевой, тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы. А.А. Попов отмечает, что тьютор одновременно выполняет три функции: организатора (организация, контроль и помощь в осуществлении режима); фасилитатора (организация инициирования индивидуальных образовательных интересов); коуча (организация консультирования будущей идентичности, проектирование и реализация индивидуальных образовательных стратегий и программ).
Отмечу, что тьютор не является «транслятором» знаний, не занимается организацией учебного процесса. Основные задачи тьютора – выявить и «продвинуть» интерес обучающегося (ученика), создать ту избыточную среду, где бы появились дополнительные ресурсы для создания и реализации индивидуальной образовательной программы. При этом под индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ) ребенка с ОВЗ в образовательной организации (на примере ГКОУ УР «СОШ №5 с ОВЗ» г. Сарапула) понимается система конкретных совместных действий администрации, педагогов, междисциплинарной команды, специалистов сопровождения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
Резюмируя изложенное выше, можно заметить, что тьютор – специалист, наделенный целым рядом функциональных обязанностей. Относя тьютора к типу профессии «человек – человек», важно понимать, что взаимодействие и процесс общения тьютора не связаны только лишь с конкретным обучающимся, когда выявляются интересы, организуется процесс обратной связи и т.п.
Таким образом, по мнению Т.М. Ковалёвой, целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, самоактуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности.
Список использованных источников
Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». М.; Тверь: СФК-офис. 246 с.
Ковалева Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании: сб. ст. М., 2008.
Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику: методические рекомендации. М., 2013. (Инклюзивное образование).
Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребёнка: методические рекомендации для начинающих тьюторов / А.В. Мамаева, О.Л. Беляева, С.В. Шандыбо и др.; отв. ред. И.П. Цвелюх, С.В. Шандыбо, Е.А. Черенёва; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – 214 с.
Сайты, посвященные проблеме «Тьютор в образовании»
Кто такой «тьютор» и какова его роль в воспитании школьника? В чем специфика деятельности тьютора? Ковалева Т.М., «Директор школы» №6, 2011 http://www. direktor.ru/interview.htm?id=16
Методические рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы (ИОП) для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.URL:
http://lib.convdocs.org/docs/index-42839.html
«Актион образование» г. Москва Система Завуч.
https://1zavuch.ru/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат