Развитие мелкой моторики как основа психокоррекционной работы
с детьми раннего возраста
В современном мире достаточно часто учителя-дефектологи сталкиваются с недостаточной сформированностью моторной сферы у детей раннего возраста. Под моторикой мы подразумеваем двигательную активность организма и отдельных органов, последовательность движений, которые необходимы для выполнения какой-либо определенной задачи.
В свою очередь, мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия.
Развитие мелкой моторики проходит по нескольким этапам:
Первый этап: От рождения до двух лет ребенок постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно.
Второй этап: От двух до трёх лет, навыки, приобретенные ребенком на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. В данном возрастом периоде ребенок начинает активнее использовать пальцы, учится рисовать линии, круги, снимать и надевать свободную одежду.
Таким образом, развитие мелкой моторики (умения рук) у ребенка происходит постепенно и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им.
При развитии и коррекции ручной моторики важно выполнять основные задачи:
обучение различным приемам игры в мяч (катать его, отталкивать, бросать и ловить)
развитие координации движений рук;
развитие подражательной способности действиям взрослого (действиями руками и кистями рук);
развитие крепкого захвата рукой различных предметов.
Примеры игр:
«Кати мяч»
Цель: развивать у детей координацию движений (в том числе кистей и пальцев рук), обучать различным приёмам игры в мяч, учить ориентироваться в пространстве.
Оборудование: мяч средней или большой величины.
Ход игры: один ребёнок или дети садятся на пол в кружок, взрослый катит мяч кому-нибудь из детей и говорит: "Лови!", побуждает детей катать мяч друг другу.
При развитии и коррекции мелкой моторики у ребенка следует выполнять следующие задачи:
развитие пальчиковой моторики (способности поочередного сгибания и разгибания пальцев, соединения их друг с другом, умения удерживать пальцы в определенном положении, развивать
содружественные
движения пальчиков и т.д.);
формирование пинцетного и щипкового захвата мелких предметов;
развитие точности, полноты объема движений, переключаемости, развитие координации движений пальцев с речевым сопровождением.
Примеры игр:
«Шумелки»
Цель: формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами.
Оборудование: камешки или грецкие орехи, жестяная банка среднего размера.
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку брать камушки по одному и бросать в банку.
Таким образом, систематичное выполнение двигательных упражнений, игр, заданий, особенно в сочетании с сопровождающим текстом (стихи, потешки), является мощным, а самое главное, естественным средством развития мелкой моторики у ребёнка до трёх лет.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат