Письмо. Классификация ошибок
Данную классификацию разработала Скорик Людмила Ивановна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №3 города Шебекино Белгородской области
3 группы специфических ошибок.
Ι. Ошибки на уровне буквы и слога.
ΙΙ. Ошибки на уровне слова.
ΙΙΙ. Ошибки на уровне словосочетания и предложения.
Механизмы и условия проявления ошибок
Специфические ошибки
Ι. Ошибки на уровне буквы и слога.
Несформированность звукового анализа слов (пропуски, перестановки, добавления,
вставки букв
)
«шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь»
«корт» (крот)
2. Трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционные сходства (замены по глухости/ звонкости, замены лабиализованных гласных, сонорных звуков.
Звонкие и глухие парные согласные
«тавно», «сыдый», «деди»,
«кослик», «вазилёк», «привосит»,
«долко», «клавный», «досга».
Лабиализованные гласные:
«звенит рочей», «по хрупкуму льду».
Свистящие и шипящие:
«шиски», «восли», «шушим», «шажали».
Аффрикаты:
«стущал», «роча», «хичный», «чепки».
3. Кинетическое сходство написания букв.
«п» - «т», «П» - «Т», «л» - «м», «о» - «а»,
«б» - «д», «и» - «у», «Г» - «Р», «ч» - «ь»,
«н» - «ю», «х» - «ж», «Н» - «К», «н» - «к»
4. Оптическое сходство написания букв.
«с» - «е», «с» - «о», «у» - «д» - «з», «л» -«и»,
«м» - «ш», «т» - «ш», «в» - «д».
5. Ошибки, обусловленные явлениями прогрессивной и регрессивной ассимиляции в устной и письменной речи, связанной со слабостью дифференцированного торможения (повторы букв (персеверации), антиципации (упреждение, предвосхищение):
Страдает ΙΙΙ блок мозга (регуляции и контроля).
Примеры антиципации при письме:
«на девевьях», «дод крышей», «с родмыми местами».
Примеры персевераций при письме:
«магазим», «колхозниз», «за зашиной»,
«у деда Модоза».
Пропуск частей слова, слитное написание предлога и слова, неправильное определение границ предложений, замены букв по кинетическому сходству, ошибки на основе нарушения языкового анализа и синтеза.
«я люблю … за жизнью влесу »
ΙΙ. Ошибки на уровне слова.
1. Обусловлены в затруднении вычленения из речевого потока речевых единиц и их элементов. Проявляется в раздельном написании частей слова (приставка и слово), разрыв слов при стечении согласных.
Слитное написание служебных слов с последующим или предыдущим словом, слитное написание самостоятельных слов.
«при шёл» (пришёл)
«с олю» (солю)
«пас тух» (пастух)
«с нег» (снег)
«и дут», «на чалось», «я сный»
«ветки елии сосны», «кдому, надерево»,
«быличудные дни», «кругомтихо».
2. Обусловлены грубыми нарушениями звукового анализа. Контаминации (соединение разных частей слов)
«перемом» (перед домом),
«у дедмо Рза» — у деда Мороза».
3. Морфемный аграмматизм в виде ошибок словообразования (неправильное использование приставок, суффиксов, неправильный выбор формы глагола).
лед — «ледик», рука — «рукища», нога — «ногища».
Цветок, растущий в поле - «поленой цветок»,
«Пожарник поливает пожар» - вместо заливает;
«Лосиха присторожилась» — вместо насторожилась.
ΙΙΙ. Ошибки на уровне словосочетания и предложения.
1. Обусловлены нарушениями связи слов, т.е. нарушение в согласовании и управлении. Ошибки в изменении слов по категориям числа, падежа, времени.
«большая белая пятно», «ворона перезимовало», «уже зеленеет всходы», «старшие из рыбаков сказал...»
Ошибки в употреблении норм управления:
«на ветки деревьях», «по дорожках сада», «сквозь деревьев», «по веткам деревей», «упал с санкох», «шел к фермы»
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат