Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие творческих способностей и критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания. Работа №49426

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие творческих способностей и критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания
Работа:
Светикова В.И., учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №16 г. Губкин, Белгородская область.
Развитие творческих способностей и критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания.
В обществе есть потребность в людях творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные идеи, а не только имеющих определенный багаж знаний. Проблему невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию обществоведческих дисциплин.
Создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и творческие –задача каждого педагога. Содержание курсов обществоведческих дисциплин, с одной стороны, дает богатые возможности для развития таких творческих способностей. Но с другой стороны, требует, чтобы школьники, их изучающие, обладали достаточно сформированными и развитыми умениями и навыками мыслительной деятельности. Мало знать исторические факты, важно уметь анализировать их, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно грамотно работать с информацией.
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие творческих способностей школьников, могут современные образовательные технологии.
По вопросу исследования творческой деятельности учащихся в ходе обучения интересны идеи З.И. Калмыковой, [4] которая предлагает определять природу интеллекта через продуктивное мышление, сущность которого заключается в способности к приобретению новых знаний.
Аналогичной точки зрения придерживается Г.А. Берулова,[1] отмечая, что характеристики обучаемости, успешность школьного обучения, выступает самым важным критерием творческого развития ребенка.
Теория поэтапного формирования умственных действий создана в работах П.Я. Гальперина [3]; принципы личностно-ориентированного обучения у И.С. Якиманской [7]; технология Развитие критического мышления через чтение и письмо (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) [6], направлена на активизацию индивидуальных умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся.
Важно развивать у школьников навыки познавательной деятельности через использование современных образовательных технологий, коммуникативные умения сотрудничества, обучения в диалоге. На помощь учителю приходит использование элементов таких технологий как: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология проектов, технология использование в обучении игровых методов (ролевых, деловых и других обучающих игр); обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии.
Огромное значение играет интерактивное обучение, которое расширяет возможности преподавания и одновременно вовлекает в творчество учащихся и ликвидирует барьер между преподавателем и учащимися, делает их единомышленниками.
Урок с использованием компьютера может проходить как урок – семинар, на котором учащиеся подбирают необходимый материал по ранее оговоренной теме в Интернете. Поиск можно осуществлять как по заранее заданным учителем адресам, так и самостоятельно. В завершении предусматривается коллективное обсуждение найденных ресурсов и анализ полученной информации. Это - не только форма закрепления, обобщения и расширения знаний, но и возможность критически оценивать сам подход, увидеть его сильные и слабые места.
На уроке - семинаре в 10 классе на тему Отечественная война 1812 года, используя ресурсы Интернета, каждая группа занимается отбором материала по заданным адресам, его обсуждением и классификацией по степени важности (составлением композиции). Например, одна группа занимается начальным периодом войны, вторая оценкой Бородинского сражения и так далее. Техника здесь может быть различной, главное учитель должен помочь учащимся преодолеть естественное стремление подопечных переписывать (копировать) все подряд. Кроме того, учитель контролирует процесс обращения учеников к картам и схемам, без которого усвоение материала вряд ли может стать качественным и полным.
На развитие творческих способностей влияет самостоятельная деятельность учащихся с постановкой задач и последующим их решением поэтапно. Считаем уместным при изучении темы по истории Великая Отечественная война учащимися 11 класса проводить социологический опрос среди жителей своего микрорайона по практически – ориентированным вопросам, составленным самими учениками. С помощью интервью они получают информацию из первых рук, от своих современников - горожан. Интервью выступает, как метод активизации познавательной деятельности учащихся и дало богатую информацию о событиях того времени. В интервью учащиеся видят личное отношение участника к общественным событиям. Субъектная позиция дает пищу для размышления, критического анализа. В результате данной работы учащиеся критически относятся к информации из Интернета, и учатся отделять правду от вымысла.
Творческая деятельность на уроке, осуществляется и в процессе исследования. Использование исследовательских методов и приемов направлено, прежде всего, на создание условий для развития умений самостоятельно приобретать знания, работать с информацией, систематизировать, анализировать, обобщать материал, аргументировать свое мнение, критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных группах, гибко адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
В ходе исследования у учащихся развиваются навыки анализа. Работа с первоисточниками, свидетельствами, изучение различных версий помогают учащимся дать свою оценку историческим событиям, развивают умение сравнивать, обобщать факты, давать сущностную характеристику происходящему.
Использование приёмов ТРКМ, позволяет формировать навыки работы с информацией и познавательные УУД. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. На стадии вызова можно применить различные приемы такие как: свободное письмо, перепутанные логические цепи, ключевые термины, прием Корзина (идей, понятий, имен).
При изучении темы Экономическая свобода и социальная ответственность на уроке обществознания в 10 классе на стадии вызова учащиеся перечисляют известные им признаки экономической свободы, изобразив это схемой. В результате получается примерная схема:
Экономическая свобода
З
В ходе деятельностного подхода к изучению истории и обществознания с помощью использования кластеров, у учащихся формируются очень важные учебные умения: анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал. На этапе закрепления учащиеся переводят схемы в таблицы. Выполняют задания на соотнесение, выделение, распределение исторических фактов.
Такие виды организации учебных и внеклассных занятий помогают учащимся самореализоваться, способствуют развитию их интеллектуальных способностей, позволяют делиться своим субъектным опытом и, в целом, учиться в творческом взаимодействии.
Список используемых источников
Берулова А. Стиль индивидуальности: теория и практика: Учебное пособие. /А.Берулова.- СПб.: Прайм - Еврознак, 2001.-320с.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько.- М.: Педагогика, 1989. - 192с.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка/ П.Я. Гальперин. – М.: Изд-во МГУ,1985.-45с.
Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основаобучаемости/ З.И. Калмыкова - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.В. Селевко – М.: Народное образование, 1998.- 256с.
Технология развития критического мышления. Режим доступа: http://thl.narod.ru/3/ttt.htm.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000.-188 с.
свобода в распоряжении
результатом своего труда
свобода предпринимательства
свобода заключения сделок
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×