Использование современных технологий на уроках русского языка в начальной школе
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
К. Г. Паустовский
Я, учитель начальных классов и работаю в городе Энгельсе в МОУ «СОШ №18 имени А.А. Мыльникова». Важнейшей проблемой, волнующей меня и всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителя стали вводить в практику школ новые технологии. В педагогической практике действует уже более 50 видов новых технологий. Уроки с использованием таких технологий увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, наблюдательность, смекалку. Таким образом, при обучении русскому языку в начальной школе, я решила использовать инновационные технологии. Считаю своей главной целью пробуждение у учащихся интереса к уроку и предмету. В этих целях стараюсь разнообразить формы и методы обучения, тщательно подбираю занимательный дополнительный материал к уроку, технические и художественные средства, морально поощряю малейшие усилия и успехи учеников. Для этого хороши все средства — и интересный рассказ, и введение в урок элементов состязательности, и яркие иллюстрации, и костюмы героев из знакомых сказок, и подбор проблемных заданий и другие. Я выделила наиболее часто встречающиеся в начальной школе технологии: игровые, модульные, проектно-исследовательские, уровневой дифференциации.
На уроках русского языка выработке навыков правописания и развитию зоркости помогает разминка – каждодневная, кропотливая работа. На разминку я отвожу 7-10 минут в начале каждого урока. Задача этого этапа – актуализация знаний, повторение материала по всем изученным темам. Организация разминки, на мой взгляд, имеет важнейшее значение для достижения хорошего общего результата, т. к. материал и по грамматике, и по орфографии, и по пунктуации уже к концу 4-го класса изучен огромный, и важно его постоянно «освежать» в памяти и оттачивать. На разминке большая часть материала повторяется в устной форме. Это, с одной стороны, позволяет сэкономить время, а с другой, полезно тем, что позволяет воспринимать орфографические и пунктуационные трудности на слух, так, как это и бывает на диктанте. Какие же формы работы я беру для разминки:
1. На каждом обучающем уроке проверка домашнего задания с обязательным «озвучиванием» выполненных грамматических разборов.2. На каждом уроке во время разминки скандируются словарные слова. При скандировании очень важно добиться, чтобы дети совершенно чётко произносили слова, т. к. они должны на слух запоминать, как они пишутся.3. На каждом обучающем уроке повторяются знания по грамматике, орфографии, пунктуации.
Как уже отмечалось, в 4-м классе изучен очень большой материал по синтаксису и пунктуации, и надо, чтобы дети всё время держали его в голове. Для этого на каждом обучающем уроке используется ряд приёмов из числа следующих:
1. Хлопками при повторном чтении отделить простые предложения в составе сложного.
2. Игра «Я - тебе, ты - мне». Я читаю предложение, а учащиеся должны повторить их со знаками препинания и объяснить их.
3. Составить схемы данных предложений. Предлагается 4-5 предложений разной структуры.
4. Продолжить предложение в соответствии с поставленными задачами: - присоединить простое, чтобы получилось сложносочинённое; - присоединить простое, чтобы получилось сложноподчинённое и т.д.
Все эти задания провожу в игровом оформлении или, как их еще называют, игровые технологии . На всех уроках русского языка стараюсь использовать как можно больше новых технологий. Поэтому все чаще ввожу в практику работы уроки-игры: «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и другие. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Ученые считают, что игра развивает внутреннюю речь и логику. В игре растущий человек познает жизнь.
На уроках русского языка использую компьютерные технологии . Компьютерную форму урока можно отнести к одному из вариантов интегрированного урока. Возможна, конечно, интеграция уроков русского языка и с другими учебными предметами. Содержание и формы проведения такого урока особо окрашиваются использованием межпредметных связей. Они становятся как бы доминантой организации учебной деятельности учащихся. На уроке происходит процесс объединения, сближения и связи нескольких школьных предметов в один урок. Это стимулирует познавательную деятельность учащихся.
В своей практике можно использовать программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по предметам:- «Улица Сезам», «Видеобукварь» - обучение грамоте;- «Домовёнок учится считать», «Весёлая математика» - математика;- «Хотим всё знать», «Семья Почемучек», «Детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий» - окружающий мир и многие другие.
На уроках русского языка можно использовать и модульные технологии обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что учащиеся с большей или меньшей степенью самостоятельности (в зависимости от уровня развития детей) могут работать с предложенной им индивидуальной программой, содержащей целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
Конечно, полностью использовать модульную технологию в начальных классах нельзя, так как младшие школьники еще не владеют приемами самообучения, у них не сформированы навыки самоконтроля, учащиеся не умеют работать с книгой самостоятельно. Но адаптировать данную технологию к этому возрасту можно. В результате такой деятельности по технологии модульного обучения у учеников сформируются умения: а) работать в паре, группе, самостоятельно по заданному алгоритму; б) оценивать и анализировать свою деятельность, владеть навыками контроля, взаимоконтроля, а самое главное — формируются навыки учебного, делового общения. Умение слушать и слышать, не быть равнодушным к получению знаний — вот то важное, что необходимо при соблюдении преемственности в обучении при переходе из младшего звена в среднее.
В последние годы в начальной школе, в том числе и на уроках русского языка, можно применять и проектные (исследовательские) технологии, или метод проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен. При использовании проектной технологии каждый ученик: – учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; – приобретает коммуникативные навыки и умения; – овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
На уроках русского языка используется проективная методика. Назову возможные темы учебных проектов: Откуда растет корень слова? Крылатые слова и выражения. Пословицы в современном мире. Заимствованные слова.
Подготовку к проектной деятельности целесообразно начинать уже в первом классе. На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать.
Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.
Так как обучающиеся пока не могут сами составить план работы, он составляется коллективно или даётся учителем, который по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями:
Запиши слово, поставь ударение.
Определи количество букв, звуков, слогов в слове.
Отметь, где написание расходится с произношением.
Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.
Составь предложение со словом.
Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.
Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.
Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.
Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.
Найди пословицы, поговорки с этим словом.
В третьем классе при работе над темой «Части речи» можно использовать проекты по темам:
«Имена прилагательные в загадках»;
Цель: обогащение словарного запаса, уточнение значимости имён прилагательных в речи.
План работы обсуждается коллективно:
Подобрать загадки;
Найди имена прилагательные в загадках;
Подготовить презентацию для одноклассников.
После изучения темы «Имя прилагательное» по русскому языку учащимся предлагают проанализировать загадки и подобрать те, в которых есть имена прилагательные. Работа выполняется индивидуально в течение недели. Оформить работу можно было как в виде плаката, так и презентации.
«Семья слов»;
Цель: обогащение словарного запаса, уточнение взаимосвязи частей речи.
План работы обсуждается коллективно:
Подобрать однокоренные слова;
Выполнить рисунок;
Подготовить презентацию для одноклассников.
Учащимся предлагают образовать от слова (имя существительное) однокоренные слова разных частей речи. Работа выполняется индивидуально и оформляется в виде плаката.
«Части речи».
Цель: обобщить знания учащихся по теме «части речи».
Задачи:
закрепить умение определять части речи в тексте, выделять их особенности;
развить у учащихся умение работать в команде, регулятивные универсальные учебные действия (умение планировать работу, координировать работу группы в соответствии со сроками выполнения);
привить умение работать с дополнительной литературой по предмету.
Учащихся делят на 3 команды:
Имя существительное;
Имя прилагательное;
Глагол.
Каждая команда получает свою часть речи. Учащимся предлагают создать плакат «Что я знаю о части речи - …». План работы обсуждается коллективно. Работа выполняется в течение одной-двух недель. Каждая команда презентует свой плакат.
При работе над темой «Время глагола» на закрепление знаний детям можно предложить коллективно создать сборник заданий по данной теме для будущего 3 класса. На уроке обсуждается план работы, варианты заданий и критерии оформления. Дома каждый индивидуально делает карточку с заданием, которые после будут соединены в сборник.
Цель данного проекта: составление заданий по русскому языку, с помощью которых каждому ученику можно было бы с увлечением закрепить свои знания по данной теме.
Задачи проекта:
· Закрепление у младших школьников знаний, умений и навыков по русскому языку в процессе разработки заданий-тренажеров;
· Формирование навыков самостоятельной творческой работы на предметном содержании русского языка;
·Совершенствование умений осуществлять содержательное оценивание и самооценивание процесса и результата учебной деятельности.
Планируемый результат:
Сборник или папка упражнений, заданий по русскому языку, позволяющих закрепить полученные знания и умения по теме «Время глагола».
Этапы работы над проектом:
· На начальном этапе карточки создаются совместно с учениками на уроке обобщения знаний.
·Затем можно показать готовые примеры карточки и презентовать их детям.
· Следующий этап это самостоятельное изготовление карточек и презентация их ученикам.
· Последний этап проекта – обсуждение работ, какие оказались наиболее удачными и почему.
Таким образом, эффективность проектно-исследовательской деятельности не сводится лишь к освоению конкретного учебного предмета, но выражается в формировании положительного образовательного опыта. Участвуя в полезной, интересной, продуктивной творческой деятельности, школьники учатся анализировать собственный опыт, обозначать явления, события и собственное отношение к ним, закладывая тем самым основы своей активной жизненной позиции.
В последние годы на уроках в начальной школе используется технология уровневой дифференциации. Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Технология уровневой дифференциации — это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. 3) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 4) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах . Принцип дифференциации обучения — положение, согласно которому строится педагогический процесс как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией. Таким образом, инновационные технологии способствуют заинтересованности детей, пробуждают их интерес к предмету, развивают и обогащают речь учащихся; учебный материал, представленный в необычной, игровой форме, более прочно усваивается детьми, позволяет учиться языку с удовольствием, не утомляясь от обилия информации.
К уроку контроля я подбираю задания разных уровней с учетом подготовленности ребят по предмету, их развития. Задания даются по вариантам на выбор самих учащихся. Задания первого варианта требуют воспроизведения материала, содержат определенную дозу помощи. Задания второго варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания третьего варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково. Так, на уроке контроля по теме «Лексика» предлагаются следующие разноуровневые задания:
I уровень.
1) Из предложенных слов выберите и запишите парами синонимы, антонимы, омонимы: печальный, влажный, сердитый, сырой, ленивый, работа, грустный, бокс (стрижка), труд, мокрый, трудолюбивый, бокс (спортивная игра).
2) Подберите синонимы к словам строить, храбрый и антонимы к словам жара, враг. Что обозначают омонимы: месяц, Месяц; овсянка, овсянка?
3) Составьте и запишите предложения так, чтобы слова плачет, золотой, каменный были употреблены сначала в прямом, а потом в переносном значении.
II уровень.
1) Выпишите только профессиональные слова: кафтан, барабан, октава, свекла, кровать, космос, нота, гамма, дерево, аккорд,
2) Приведите примеры заимствований (не менее пяти слов).
3) Докажите, что слова лапти, фунт, ботфорты — устаревшие.
III уровень.
1) Что такое неологизмы?
2) Когда профессиональные слова становятся общеупотребительными?
3) Какие слова старше по возрасту: космонавт, Советы, субботник, колхоз, пионер, целинный?
IV уровень.
1) Замените фразеологические обороты словами-синонимами: в час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, повесить нос.
Слова для справок: лгать, близко, медленно, грустить.
2) Замените фразеологические обороты словами-синонимами: себе на уме, гонять лодыря, во все лопатки, кожа да кости.
3) Замените слова близкими по смыслу фразеологическими оборотами: бездельничать, плохо, много, грустить; или подберите по 3—5 фразеологизмов с общим для них словом: нос, язык, глаз.
Коллективная работа под руководством учителя. Предлагая задания различной трудности, учитель дает всем учащимся возможность справиться с ними, поверить в свои силы, поддерживает интерес к учению, дает возможность почувствовать радость посильного труда
При работе над сочинением отдельным учащимся предлагаются карточки с опорными словами, с планом изложения, с возможным началом или заключительной частью. И т.д.
Во время проведения самостоятельной работы допускается взаимопомощь, дискуссия в группах 3-4 уровней, работа с учебником, общение с учителем, можно брать невыполненные задания домой и т. д.
При тематическом контроле каждый ученик строго самостоятельно выполняет свою работу. Задания даются по вариантам. По мере выполнения заданий каждого уровня, ученик отмечает их знаком «+» у себя в индивидуальной ведомости оценивания учащегося. Заполнение плюсами такой ведомости дает возможность учащимся наблюдать за своим индивидуальным темпом выполнения уровневых заданий и темпом своих товарищей.
С целью оперативного выявления отстающих ребят по теме и оказания им своевременной помощи, учитель может построить для себя сравнительный мониторинг успеваемости всех учащихся по всем темам предмета.
Как было отмечено выше, оценивание результатов деятельности учащихся методом «сложения» стимулирует и активизирует познавательную деятельность обучаемых. Использование разноуровневых заданий создаёт дух соревнования между учащимися, т.е. правильное выполнение задания определённого уровня кем-то из учащихся первым и затем постепенный переход остальных на следующий уровень.
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка даёт хорошие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, повышает интерес к предмету.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч. Ф. Тютчев
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат