Дата публикации:
04.10.2022
Автор:
Брыкова Елена Николаевна
Название работы:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Работа:
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Задачи:
1. Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.
2. Проиллюстрировать на примере конкретных примеров возможность использования технологии развития критического мышления для работы с текстом.
Критическое мышление как образовательная технология
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Какие цели и задачи ставит данная технология?
1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Фазы технологии критического мышления.
Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами создание мотива к обучению.
Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Задачи стадии реализации смысла: - помочь активно воспринимать изучаемый материал, - помочь соотнести старые знания с новыми.
Третья стадия - стадия рефлексии её задачи : - помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал; - помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Опыт использования приёмов и методов технологии развития
критического мышления на уроках истории
На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы. Одним из них является составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.Приемкластеров универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Суть приема
выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде - схемы. Важно:
выделить главную смысловую единицу (тема);
выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
Конкретизировать фактами и мнениями.
Например, на итоговом уроке истории в 7 классе по теме Эпоха Петра I необходимо систематизировать и повторить объемную информацию. Мы говорим о том, что преобразования Петра I затронули все сферы развития общества. Из обществознания мы знаем, из каких сфер состоит общество: экономической, политической, социальной, духовной. Вспоминаем, что относится к каждой. Чертим схему. Я предлагаю привести по одному примеру к каждой сфере. Класс уже поделен на четыре группы. Каждая получает задание: дополнить свой блок (сферу), написав на карточках маркером каждое преобразование. Можно пользоваться учебником, тетрадью. Итог работы – выступление групп: прикрепляют магнитами карточки к своей сфере. Остальные записывают в тетрадь. Возможны дополнения. В итоге, ребятам предлагается обобщить весь кластер, сделать вывод, отметив, что понравилось больше всего и почему? Этот урок имеет важное значение, т.к. после него гораздо осмысленнее принимаются темы: экономическое развитие, политическое и т.п.
Другим приемом, используемым для систематизации материала, является прием инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения. Название приёма складывается из первых букв его назначения: interactive (интерактивная) noting (размечающая) system (система) effective (для эффективного) reading and (чтения и) thinking (размышления). В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, + - новое, - - думал иначе, ?- не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника. Данный приём помогает ученикам читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала. Этот приём осуществляется в несколько этапов.
1 э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию.
2 э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
3 э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.
4 э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Работая над заполнением таблицы, ученики выявляют свои представления или более конкретные знания по изучаемой теме и это помогает им прийти к новому знанию. Этапы инсерта соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
Значки Колумб открыл Америку,(Ключевые слова но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость – Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
Скачать работу
Задачи:
1. Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.
2. Проиллюстрировать на примере конкретных примеров возможность использования технологии развития критического мышления для работы с текстом.
Критическое мышление как образовательная технология
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Какие цели и задачи ставит данная технология?
1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Фазы технологии критического мышления.
Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами создание мотива к обучению.
Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Задачи стадии реализации смысла: - помочь активно воспринимать изучаемый материал, - помочь соотнести старые знания с новыми.
Третья стадия - стадия рефлексии её задачи : - помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал; - помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Опыт использования приёмов и методов технологии развития
критического мышления на уроках истории
На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы. Одним из них является составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.Приемкластеров универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Суть приема
выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде - схемы. Важно:
выделить главную смысловую единицу (тема);
выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
Конкретизировать фактами и мнениями.
Например, на итоговом уроке истории в 7 классе по теме Эпоха Петра I необходимо систематизировать и повторить объемную информацию. Мы говорим о том, что преобразования Петра I затронули все сферы развития общества. Из обществознания мы знаем, из каких сфер состоит общество: экономической, политической, социальной, духовной. Вспоминаем, что относится к каждой. Чертим схему. Я предлагаю привести по одному примеру к каждой сфере. Класс уже поделен на четыре группы. Каждая получает задание: дополнить свой блок (сферу), написав на карточках маркером каждое преобразование. Можно пользоваться учебником, тетрадью. Итог работы – выступление групп: прикрепляют магнитами карточки к своей сфере. Остальные записывают в тетрадь. Возможны дополнения. В итоге, ребятам предлагается обобщить весь кластер, сделать вывод, отметив, что понравилось больше всего и почему? Этот урок имеет важное значение, т.к. после него гораздо осмысленнее принимаются темы: экономическое развитие, политическое и т.п.
Другим приемом, используемым для систематизации материала, является прием инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения. Название приёма складывается из первых букв его назначения: interactive (интерактивная) noting (размечающая) system (система) effective (для эффективного) reading and (чтения и) thinking (размышления). В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, + - новое, - - думал иначе, ?- не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника. Данный приём помогает ученикам читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала. Этот приём осуществляется в несколько этапов.
1 э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию.
2 э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
3 э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.
4 э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Работая над заполнением таблицы, ученики выявляют свои представления или более конкретные знания по изучаемой теме и это помогает им прийти к новому знанию. Этапы инсерта соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
Значки Колумб открыл Америку,(Ключевые слова но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость – Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств