Учитель начальных классов
МБОУ «Табатская СОШ»
Республика Хакасия
Тюмерекова Розалия Владимировна
Развитие коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе
УМК «Школа России» соответствует стандартам нового поколения и способствует повышению качества образования.
Основная идея данного УМК – оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Развитие коммуникативных умений младших школьников – актуальная проблема, решение которой важно, как для каждого человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов.
А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И наоборот, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение дискомфорта, а в дальнейшем может спровоцировать асоциальные формы поведения и даже агрессию.
В-третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия его будущей жизни.
УМК ««Школа России»» способствует формированию коммуникативной компетенции. Всё начинается в беседе, когда ученики отвечают на вопросы учителя, учатся сами задавать вопросы, запрашивать недостающую информацию. Во время работы в парах (группах) обсуждают выполнение совместных действий, распределение ролей, контроль и оценку.
Освоение школьниками жанров письменного общения (поздравить родных и знакомых открыткой, написать им письмо) идёт на уроках русского языка с использованием специально подобранной системы упражнений и проработанной методики.
Главные условия, способствующие развитию коммуникативных умений:
1. Компетентность учителя. В традиционной школе 60-70% учебного времени занимает речь учителя. Это убивает активность детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся.
В УМК «Школа России» каждый урок начинается с постановки проблемы. На уроках присутствует единая внешняя интрига и общие сквозные герои. Наличие несколько точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребёнку применить свою точку зрения, своё мнение, свой жизненный опыт к одной из них. Дети учатся доказывать правильность собственного мнения, и уже никого не удивляет наличие нескольких верных решений.
Детям начальных классов свойственна определенная собственническая позиция, они не любят, когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж порисовать или раскрасить картинку в своей тетради они не позволят никому. Дети закрывают ладошками выполненные работы.
Учебники нацеливают детей на работу в паре, в группе, предлагают посмотреть у соседа, сравнить свою работу с работой одноклассника, обменяться тетрадями, оценить работу соседа. В учебниках существуют условные значки, с помощью которых, ребёнок сам ориентируется. Парная и групповая работа способствует формированию нравственных основ личности. Она учит налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности, обсуждать предложенную учителем проблему, осваивать умения устного общения – доказательно излагать свою точку зрения, уважительно выслушивать чужую точку зрения, принимать общее решение, осуществлять взаимопроверку, таким образом, формируется так называемая корпоративная и коммуникативная компетенции.
Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности. Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:
- любое мнение ценно;
- ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
- повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,
- хочешь говорить – подними руку;
- дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;
- обращение начинается с имени;
- критика должна быть тактичной;
- отсутствие результата – тоже результат;
- голос – твой божественный дар, умей им владеть
2. Для того чтобы учащиеся могли эффективно общаться в рамках школьного урока, нужно учить их это делать именно на школьном уроке. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».
3. Учебник – средство развития коммуникативных УУД. Следя по учебнику за размышлениями главных героев Ани и Вани, ребята пытаются принимать собственные решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и так далее. Речь детей приобретает личностную окраску, абсолютное большинство начинает высказывать свое мнение словами: «Я считаю..., я думаю..., мне кажется, а у меня другое мнение...». Свои предположения ребята сверяют с высказываниями профессора Ивана Ивановича Самоварова.
Развивая коммуникативные умения нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты.
На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:
- готовность учащихся участвовать в урочном общении;
- отвечать на вопросы, давая полный ответ;
- задавать вопросы, следя за темой;
- делать сообщения.
На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:
- простота и чёткость речевого высказывания;
- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;
- умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;
- вступать в контакт с другими людьми.
На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:
- умение вести беседу в паре, группе;
- умение вести конструктивный диалог, дебаты;
- умение участвовать в дискуссии;
- участвовать в конференциях, играх.
Развитие коммуникативных умений – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Ценность и значимость коммуникативных умений в том, что они выходят за рамки чисто учебных умений. За четыре года ученик встречается с сотнями учебных задач, решения которых, не помогают ему справиться с элементарной жизненной ситуацией. Коммуникативные задачи – это те ситуации, с которыми ребёнок постоянно встречается в жизни. Сформированные коммуникативные умения это уже новообразования личности, которые присваиваются личностью и становятся её достоянием. Коммуникативный ребёнок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и сопереживать.
Для формирования и развития коммуникативных способностей младших школьников можно использовать разнообразные средства: сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации, театрализованные игры, игровые задания. Особую роль приобретает работа детей в постоянных и временных микро группах (игровых командах). Такая работа уменьшает дистанцию между детьми, учит искать эффективные способы общения друг с другом, актуализировать в себе терпимость, выделять в качестве приоритета ценности общего дела.
Мой опыт позволяет говорить о том, что форма работы на уроке малыми группами является привлекательной для школьников, потому что реализует их стремление к совместному поиску; позволяет совершать действия в благоприятных условиях – и не у всех на виду, и не в одиночку, активизирует эмоциональный, мыслительный, контактный настрой, самостоятельность мышления, познавательную инициативу. В группе совместно работающих детей первые познавательные вопросы к учителю рождаются в условиях необходимости договориться о чём-то, иногда таким толчком становится спор между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи. Однако чтобы взаимодействие детей было содержательным и не сводилось к взаимным обвинениям, у собеседников должны быть сформированы коммуникативные умения.
Список используемой литературы
1. Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: Первое сентября, 2011
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2009
3. Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина. – М.: Просвещение, 2008
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат