Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе. Работа №49527

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе
Работа:

Учитель начальных классов

МБОУ «Табатская СОШ»

Республика Хакасия

Тюмерекова Розалия Владимировна

Развитие коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе

УМК «Школа России» соответствует  стандартам нового поколения и способствует повышению качества образования.

Основная идея данного УМК  – оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Развитие коммуникативных умений младших школьников – актуальная проблема, решение которой важно, как для каждого человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов.

А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И наоборот, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение дискомфорта, а в дальнейшем может спровоцировать асоциальные формы поведения и даже агрессию.

В-третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия его будущей жизни.

УМК ««Школа России»» способствует формированию коммуникативной компетенции. Всё начинается в беседе, когда ученики отвечают на вопросы учителя, учатся сами задавать вопросы, запрашивать недостающую информацию. Во время работы в парах (группах) обсуждают выполнение совместных действий, распределение ролей, контроль и оценку.

Освоение школьниками жанров письменного общения (поздравить родных и знакомых открыткой, написать им письмо) идёт на уроках русского языка с использованием специально подобранной системы упражнений и проработанной методики.

Главные условия, способствующие развитию коммуникативных умений:

1.   Компетентность учителя. В традиционной школе 60-70% учебного времени занимает речь учителя. Это убивает активность детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся.

В УМК «Школа России» каждый урок начинается с постановки проблемы. На уроках присутствует единая внешняя интрига и общие сквозные герои. Наличие несколько точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребёнку применить свою точку зрения, своё мнение, свой жизненный опыт к одной из них. Дети учатся доказывать правильность собственного мнения, и уже никого не удивляет наличие нескольких верных решений. 

Детям начальных классов свойственна определенная собственническая позиция, они не любят, когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж порисовать или раскрасить картинку в своей тетради они не позволят никому. Дети закрывают ладошками выполненные работы.

Учебники нацеливают детей на работу в паре, в группе, предлагают посмотреть у соседа, сравнить свою работу с работой одноклассника, обменяться тетрадями, оценить работу соседа. В учебниках существуют условные значки, с помощью которых, ребёнок сам ориентируется. Парная и групповая работа способствует формированию нравственных основ личности. Она учит налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности, обсуждать предложенную учителем проблему, осваивать  умения устного общения – доказательно излагать свою точку зрения, уважительно выслушивать чужую точку зрения, принимать общее решение, осуществлять взаимопроверку, таким образом, формируется так называемая корпоративная и коммуникативная компетенции.

Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности. Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:

-  любое мнение ценно;

- ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

-  повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,

-  хочешь говорить – подними руку;

-  дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;

-  обращение начинается с имени;

-  критика должна быть тактичной;

-  отсутствие результата – тоже результат;

-  голос – твой божественный дар, умей им владеть

 

2.     Для того чтобы учащиеся могли эффективно общаться в рамках школьного урока, нужно учить их это делать именно на школьном уроке. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

3.   Учебник – средство развития коммуникативных УУД. Следя по учебнику за размышлениями главных героев Ани и Вани, ребята пытаются принимать собственные решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и так далее. Речь детей приобретает личностную окраску, абсолютное большинство начинает высказывать свое мнение словами: «Я считаю..., я думаю..., мне кажется, а у меня другое мнение...». Свои предположения ребята сверяют с высказываниями профессора Ивана Ивановича Самоварова.

Развивая коммуникативные умения нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты.

На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:

-  готовность учащихся участвовать в урочном общении;

-  отвечать на вопросы, давая полный ответ;

-  задавать вопросы, следя за темой;

-  делать сообщения.

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:

-  простота и чёткость речевого высказывания;

-  отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;

- умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;

- вступать в контакт с другими людьми.

На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:

- умение вести беседу в паре, группе;

- умение вести конструктивный диалог, дебаты;

- умение участвовать в дискуссии;

- участвовать в конференциях, играх.

Развитие коммуникативных умений – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Ценность и значимость коммуникативных умений в том, что они выходят за рамки чисто учебных умений. За четыре года ученик встречается с сотнями учебных задач, решения которых, не помогают ему справиться с элементарной жизненной ситуацией. Коммуникативные задачи – это те ситуации, с которыми ребёнок постоянно встречается в жизни. Сформированные коммуникативные умения это уже новообразования личности,  которые присваиваются личностью и становятся её достоянием. Коммуникативный ребёнок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и сопереживать.

Для формирования и развития коммуникативных способностей младших школьников можно использовать разнообразные средства: сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации, театрализованные игры, игровые задания. Особую роль приобретает работа детей в постоянных и временных микро группах (игровых командах). Такая работа уменьшает дистанцию между детьми, учит искать эффективные способы общения друг с другом, актуализировать в себе терпимость, выделять в качестве приоритета ценности общего дела.

Мой опыт позволяет говорить о том, что форма работы на уроке малыми группами является привлекательной для школьников, потому что реализует их стремление к совместному поиску; позволяет совершать действия в благоприятных условиях – и не у всех на виду, и не в одиночку, активизирует эмоциональный, мыслительный, контактный настрой, самостоятельность мышления, познавательную инициативу. В группе совместно работающих детей первые познавательные вопросы к учителю рождаются в условиях необходимости договориться о чём-то, иногда таким толчком становится спор между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи. Однако чтобы взаимодействие детей было содержательным и не сводилось к взаимным обвинениям, у собеседников должны быть сформированы коммуникативные умения.

Список используемой литературы

1.     Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: Первое сентября, 2011

2.     Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2009

3.     Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина. – М.: Просвещение, 2008

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×