Конспект НОД по обучению грамоте
с детьми старшего (6-7 л.) дошкольного возраста.
Тема: «Знакомство с звуками [р, р, ] и буквой Р».
Автор: Короткая Анна Викторовна, воспитатель МБДОУ № 50
города Невинномысска, Ставропольского края.
Цель: Познакомить с буквой Р, звуками [р, р, ], как согласными звуками.
Задачи:
- Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов .
- Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
- Формировать умение делить слова на слоги.
- Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
- Совершенствовать навык чтения детей.
- Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; фонематический слух и восприятие;
- Воспитывать умение слышать, слушать своего товарища.
Материал: картинки; фишки: красные, синие, зеленые; буквы; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки-ребусы; карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель: Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков).
- Какие бывают слова? (длинные и короткие)
- Ребята, из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)
- Какие звуки есть в русском языке? (Звуки бывают гласные и согласные)
-Какие звуки мы называем гласными? (Гласными звуками называем звуки, которые поются)
- Какие звуки мы называем согласными? (согласные пропеть нельзя)
-На какие две группы делятся согласные звуки? (согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие)
- Давайте вспомним, чем звуков отличаются от букв? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со звуком и его буквой, а с каким вы сейчас узнаете.
1. Отгадайте загадки:
1.Эти крепкие ребятки,
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы,
Зеленеют... (огурцы).
2.Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (помидор).
3.Растут на грядке елочки,
Не колют их иголочки.
В земле запрятан ловко
Их корешок... (морковка).
4.Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать... (картошку).
Назовите звук, который слышится в каждом слове — [Р]
2. Задание «Опиши звук».
Воспитатель: Правильно, это звук [р], расскажите какой он? Если воздух, при произнесении звука встречает преграду, какой это звук? (согласный). Какую преграду встречает воздух при произнесении звука [р]? Воздуху мешает язычок, который поднялся к бугоркам за верхними зубами и вибрирует. Этот звук звонкий или глухой? Закройте ушки ладонями и произнесите звук (р). если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят – глухой? (звук [р]звонкий).
3. Придумайте слова, противоположные по смыслу – со звуком [Р]
Длинный – короткий
Злой – добрый
Узкий – широкий
Соль – сахар
Веселая – грустная
Белый - черный
Молодой – старый
Трусливый – храбрый
Тихий - громкий.
4.Игра «Поймай звук».
Воспитатель: Я называю разные слова, если вы услышите звук [р] – изображаете летающую птицу, звук [р’] – приседаете. (Река, рука, ребята, работа, ромашка, розетка, береза, рябина, роза, ракета, рубашка, рюкзак, краб.)
Воспитатель: Молодцы все играли по правилам. Предлагаю немного отдохнуть.
5.Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол спокойно сесть.
Воспитатель: Этот звук, может быть мягким и твердым. Сегодня к нам в гости пришли друзья Рита и Рома. Давайте проведем звуковой анализ их имен.
6. Звуковой анализ слов.
Воспитатель: Сначала проведем звуковой анализ имени Рома. Подумайте, какими фишками вы обозначите каждый звук. Произнесите слово. Назовите первый звук в этом слове (звук [р]).
Воспитатель: какой это звук? (согласный, твердый, отмечаем синей фишкой).
Воспитатель: Назовите второй звук в этом слове [о], какой это звук?
( гласный звук, отмечаем красной фишкой).
Воспитатель: Какой третий звук в слове? [м], какой это звук? (согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой).
Воспитатель: Назовите последний звук в слове? звук [а], какой это звук? (гласный звук, отмечаем красной фишкой).
Воспитатель: Сколько всего звуков в этом слове? (четыре). Сколько слогов? (два).
(Аналогично анализируем имя Рита).
Воспитатель: Посмотрите на схемы данных слов. Что у них общего?
Чем они различаются? (проводится сравнительный анализ слов, отметить, что первый звук в словах различается, обсуждение почему).
Воспитатель: Вы уже знаете, что для каждого звука есть свои символы, значки. Их называют буквами, и у нашего звука есть такая буква.
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
Воспитатель: Давайте повторим: (дети повторяют стихотворение). А теперь давайте, рядом с нашими фишками, выложим имена с помощью букв и прочтем их.
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.
7. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, я рада что вы справились со всеми заданиями, которые я вам приготовила.
С какими буквами и звуками сегодня познакомились?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание показалось трудным?
Молодцы, хорошо сегодня поработали.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат