Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори»
Технологическая карта к уроку русского языка для 1 класса программа «Школа России».
Тема урока: «Звуки и буквы. Русский алфавит или Азбука."
Сведения об авторе: Климова А.О., учитель начальных классов.
Год написания: 2022г.
Аннотация .
В связи с введением в образование ФГОС нового поколения изменилась система требований к учебному процессу:
- к условиям; к структуре, содержанию,-к результатам.
Ориентация на результат возможна при четком конструировании урока от цели до самой деятельности учащихся. Этому способствует составление технологической карты урока.
В данной статье представлена разработанная технологическая карта урока по русскому языку на тему «Звуки и буквы. Русский алфавит или Азбука» (1 класс, программа «Школа России»). Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений и навыков разработан в соответствии с ФГОС. Данная методическая разработка может быть полезна для ознакомления как учителям начальных- классов, работающим по программе «Школа России», так и учителям, работающим по другим образовательным программам, студентам педагогических вузов.
Технологическая карта
Урок по русскому языку в 1б классе.
Учитель начальных классов: Климова Алина Олеговна.
Возраст детей: 8-10 лет.
Форма проведения урока: групповая, фронтальная.
Учебно-методическая литература: 1. Русский язык. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват.организаций. /В.П.Канакина , В.Г. Горецкий.- 8 изд.,–М.: Просвещение.
2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: Русский язык – Медиа.
Тема урока: «Звуки и буквы. Русский алфавит или Азбука."
Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.
Оборудование:Плакат «Алфавит», макет российского флага; конверты с заданиями(2 штуки); полоски из бумаги синего, белого, красного цвета 2*10 см по количеству детей каждого цвета, карточки с картинками и словами в аллфавитном порядке по 4 на 2 группы детей, магниты для доски, простые карандаши, ручки, грамоты с наклеенными листами тетради в тонкую линейку по количеству детей, отдельные бумажные карточки с буквами ( слово «Молодцы» , с заданиями на развороте), компьютерная презентация, ноутбук, электронный проектор, магнитные карточки-слогослияния со звуками для звуко-буквенного разбора, карточки с буквами алфавита и предметами на эту букву.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, математика.
Методы и формы обучения: игровой, объяснительно – иллюстративный, практический; работа в группе, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Звуки и буквы. Русский алфавит или Азбука."; закреплять знания о понятиях определений «Звуки, Буквы. Виды звуков. Алфавит, азбука. Письменная и устная речь. Проверить сформированность каллиграфических умений и навыков. Проверить умение осуществлять звуко-буквенный разбор слова (фонетический разбор).Повторить знания о речи, ее видах. Научить пользоваться словарем; находить слова и распределять слова в алфавитном порядке.
Задачи урока:
1.-образовательные: закрепить знания о звуках и буквах, видах звуков, закрепить умения учащихся выполнять звуко-буквенный (фонетический разбор слова), отличать письменную речь от устной; систематизировать знания учащихся о звуках и буквах., закреплять знания о понятиях определений «Алфавит, азбука.»
2. -развивающие: развивать каллиграфические навыки письма, развивать умения делать выводы на основе выполненных упражнений, развивать устную речь учащихся, развивать интерес к изучению русского языка ; развивать познавательную активность, внимание, память, словесно-логическое мышление, интерес к предмету через использование средств ИКТ; умение наблюдать, сравнивать , анализировать, обобщать, делать выводы.
3. -воспитательные: способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (дисциплинированности, внимательности, трудолюбия), воспитание патриотических чувств молодого поколения к своей Родине, воспитывать интерес к учебному предмету через игровую и практическую деятельность , самостоятельность, чувство взаимовыручки, доброты, эмоциональной отзывчивости; способствовать развитию сплоченности коллектива.
№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Форма органи
зации взаимо-дейст
вия
Базовые учебные действия
I.
1)
Организацион-ный момент.
Подготовка и настрой обучающихся к уроку.
Учитель:
Проверяет готовность к уроку, мобилизует внимание.
Учитель проводит релаксационное упражнение «Весенний ветерок».
Дети садятся за столы,
расставленные для работы в группах
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Фрон-тальная работ
Устные ответы
Индивидуальная работа с элементами фронталь-ной
Прини-мают и сохраняют базовую задачу
Мобилизуют внима-ние.
II.
1)
Актуализация знаний.
Показ 2 слайда Презентации «Звуки и буквы. Русский алфавит или Азбука."
Словарная работа.
Ребята, мы продолжим наше путешествие: из лесной полянки мы попадаем в царство русского языка. Вспомним, что в названии этого царства скрыты словарные слова На доске печатный лист : «Русский язык.»
Какие буквы нужно запомнить в слове «русский» и слове «язык?» . -Посмотрите кто встречает на в этом царстве – царица Речь. А речь бывает какая? Письменная –это … Устная-это…Царица Речь приготовила Вам задание в виде минутки чистописания. Если Вы хорошо его выполните, то сможете далее путешествовать по ее царству и познакомиться с ее жителями. Писать вы будете на специальных листах – грамотах. Задание на карточках: написать строчную и заглавную букву. Охарактеризовать ее.
Дети отвечают.
Дети пишут на листах.
Дети вытягива-ют карточку с буквой. Характеризуют звук и пишут его.
Фронтальная работа
с элементами индивидуальной.
Выполняют учебные действия в связи с постав-ленной задачей.
Пальчиковая гимнастика
Упражнение «Капуста»
Выполня-ют движения
Выполня-ют движения
Двигательная активность
Рефлек-сия
Полоски российского флага: красная – сложно выполнять задание. Синяя – были небольшие сложности. Белая – было все легко.
Дети показыва-ют соответсвующую полоску.
Фронталь-ная работа
с индивидуальной
Оценивают свою деятель-ность.
2)
Самоопределе-ние к деятельности.
Физкультмин-ка
Учитель:-Все, что Вы сейчас писали –это были.. ? А произносили?..
Буквы наши стоят в специальном порядке. Как он называется ? Сколько букв в русском алфавите?
Учебник :с.52 –читают, что такое алфавит. (Слайд 4)
Мы хорошо умеем писать и знаем звуки?
Царица Речь зовет нас на помощь. Царство Русского языка находится под угрозой. ЕЕ придворные Звуки и буквы перессорились между собой. (Слайд 3, 5) Буквы не хотят становиться в определенном порядке , не хотят подчиняться помощникам Речи – Алфавиту и Азбуке, т.к. обиделись на тех ребят, которые не хотят учить русский язык. А мы сможем составлять слова и тексты , если буквы поссорились? Надо помирить звуки и буквы?Тогда нам нужно выполнить все задания, которые нам приготовили Звуки и Буквы.Какая тема урока будет? Какие задачи мы поставим на уроке, Что мы будем делать на уроке?
Учебник :с.52 –читают, что такое алфавит.
Дети отвечают
Фронталь-ная работа
с элементами индивидуальной
Принимают и сохраняют базовую задачу
Мобилизуют внимание. Умеют слушать друг друга и учителя , строить понятные речевые высказывания, находить ответы на вопросы, формулировать их.
III.
1)
2)
3)
Обобщение и систематизация знаний:
Воспроизведение на новом уровне вопрос
Применение знаний ,умений в новой ситуа-ции
-Конт-роль усвое-ния.
Уч-ль: Продолжаем наше путешествие. Есть еще и у царицы Речи помощница –Азбука. Что такое Азбука? (Поиск понятия в словаре Даля и показывает, что в словаре слова находятся в алфавитном порядке.- с. 138 в учебнике. Знакомит с Толковым словарем учебника -Как появилась Азбука на Руси? видео про святых Кирилла и Мефодия).
На доске Слово «Азбука». Один ученик у доски. (звуко-буквенный разбор слова с помощью магнитных карточек )
А теперь для полной уверенности в ваших знаниях задания по группам. Расположите слова в алфавитном порядке.(карточки в конвертах)
Ученик выходит к столу учителя. Ищет слово Азбука и читает его.
Отвечают на вопросы учителя. Работают с толковым словарем. Смотрят видео.
Один ученик у доски. Остальные пишут на листах.
Выполня-ют задания в группах.
Фронтальная работа с элемента-ми индивидуальной работы
Умеют слушать друг друга и учителя , строить понятные речевые высказывания, находить ответы на вопросы,формулировать их. Контролируют и оценивают учебные действия в связи с поставленной задачей.
IV.
Рефлек-сия.
Трехцветные полоски российского флага
Оценива-ют работу.
Индивидуальная работа.
Оценивают учеб дейст-я
V.
Итог урока
«Закончилось наше путешествие. Мы выполнили задачи урока? Мы спасли царство Русского языка?(выкладывается слово«Молодцы»)Угощение детей-леденцы. Д/З: рисунок буквы.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Фронталь-ная работа.
Умеют строить понят-ные речевые высказывания, отвеча-ют.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат