Использование палочек Кюизенера в развитии математических способностей, предпосылок вычислительной деятельности у дошкольников.
Аннотация
В статье раскрывается эффективность использования дидактического пособия палочек ДЖ. Кюизенера в развитии математических способностей, предпосылок вычислительной деятельности у дошкольников, сочетание традиционных методик с использованием компьютерных технологий для повышения эффективности образовательного процесса.
Ключевые слова: палочки Кюизенера, цветные палочки, счётные палочки, цветная алгебра, дошкольники, непосредственно образовательная деятельность, мультимедийные презентации.
Одна из важнейших задачь воспитания дошкольников – это развитие его ума, логического мышления, формирование таких мыслительных умений и навыков, которые позволят подготовить его к обучению в школе, разовьют его математические способности. Для этого используется различные дидактические материалы. Одним из наиболее эффективных пособий являются палочки Кюизенера. Мышление ребёнка устроено так, что его мозг в первую очередь запечатлевает происходящее перед его глазами, при этом желательно, чтобы ребёнок сам манипулировал предметами. Наглядность – первое условие понимания. Эту детскую особенность и взял на вооружение бельгийский математик ДЖ. Кюизенер, создатель необычных счётных палочек, которые помогают понять свойства чисел и подводят к постижению абстрактных понятий. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения. К выводу, что число появляется в результате счёта и измерения дети проходят на базе практической деятельности в результате разнообразных отношений. Как известно, что именно такое представление о числе является наиболее полноценным. Методика ДЖ, Кюизенера уникальна, она не вступает в противоречия ни с одной из существующих методик, а наоборот удачно её дополняет. Палочки Кюизенера просты и понятны детям, дети воспринимают их в качестве игрового материала, они видят в них скучное, неинтересное заучивание чисел. Помимо явной эффективности изучения математики с помощью палочек Кюизенера упражнения с ними развивают ещё и мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие.
«Цветные палочки» представляют собой десять различных о цвету и величине параллелепипедов длинной от одного до десяти сантиметров. Разработал Кюизенер их так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определённое число. Чем больше длина палочки – тем большее числовое значение оно выражает. Палочки Кюизенера могут стать своеобразной «цветной» алгеброй. Ребёнок учится декорировать игру красок и числовые соотношения: чередование полосок – в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре – в состав числа. С помощью составления узоров (ковриков) выводят свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения). Детьми решаются «цветные уравнения» (сумма и разность находиться через подбор неизвестного из совокупности цветных палочек).
С помощью цветных палочек, детей так же легко подвести к осознанию понятий «больше-меньше», «больше- меньше на …», научить делить целое на части и измерять объекты, поупражнять в составлении числа из единиц, из двух меньших чисел. Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления. Организовать работу по усвоению таких понятий как «длиннее», «короче», «левее», «правее», «между», «около». Упражняться с палочками дети могут как индивидуально, так и не большими подгруппами. В играх которые носят соревновательный характер, «Составь число». Цель: знакомить детей в составе числа и поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мыслительные пробы. Помощь ребёнку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая ему самому ещё раз подумать, по-другому выполнить задания, найти новые решения, одобрять правильные действия и суждения. Палочки Кюизенера помогают детям почувствовать заинтересованность в обучении математике.
Примеры некоторых развивающих игр и занятий с палочками Кюизенера:
«Догони». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа
«Цветные коврики». Цель: углублять знание детей о составе числа из двух меньших чисел.
«Подбери цифру». Цель: развивать умение соотносить количество предметов с цифрой.
«Цветные числа» Цель: упражнять в прямом и обратном счёте.
«Составь число» Цель: знакомить детей в составе числа из двух меньших чисел.
«Конструирование чисел» Цель: учить детей изображать цифру разными способами.
Повысить интерес и эффективность занятий математикой детей с использованием палочек Кюизенера можно грамотное сочетание традиционной методики с новыми современными компьютерами технологиями. С каждым годом ИКТ всё плотнее входит в нашу жизнь, не является и исключением образовательная деятельность дошкольных учреждений. В связи с этим считается целесообразным включать в практику работы занятия с применением ИКТ. На сегодняшний день использование ИКТ является новым способом подачей знаний, которые соответствуют содержанию обучения и развития ребёнка. Применения ИКТ это новый метод подачи материала, который может существенно разнообразить, обновить и обогатить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность:
Позволяет увеличить восприятие материала за счёт увеличения количества иллюстрационного материала.
Позволяет делать поправки во время занятия.
С помощью ИКТ возможность передачи информации намного быстрее, чем при традиционных методах.
Возможность использование мультимедийных презентаций привлекает внимание детей, обеспечивает наглядность и это способствует лучшему восприятию и запоминанию материала дошкольниками, что очень важно.
Используя компьютер, можно смоделировать такие игровые ситуации, которые сложно показать на традиционном занятии (на пример воспроизведение движения героя сказок и мультфильмов, которые могут петь, говорить т.д.)
С помощью ИКТ можно привлечь пассивных детей к активной деятельности, повысить их заинтересованность к занятиям.
Компьютер терпелив, и никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт,
покаон
сам их исправит. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он сможет многое.
Высокая скорость обновление материала значительно экономит время на занятиях.
Грамотное сочетание традиционной методики обучения математики с помощью палочек Кюизенера с современной (использование ИКТ) позволяет существенно разнообразить и повысить мотивацию детей к обучению к математики, повысить эффективность обучения математикой.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат