Нейропсихологические приемы и методы работы
по коррекции недостатков навыка чтения и письма
у младшего школьника с умственной отсталостью.
Бауэр Галина Сергеевна
В системе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) логопедическая работа является важным звеном в общей системе коррекционной работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет систему требований к структуре, результатам, условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы.
Одной из задач освоения русского языка обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР выступает формирование навыка письма и развитие грамотной письменной речи. Для данных обучающихся этот процесс вызывает существенные трудности. Следует признать, что существует категория детей, которые не могут овладеть этим навыком на должном уровне. Современными логопедами (Т.В. Ахутина, Т.П. Бессонова, Л.Н. Ефименкова) рассматриваются данные трудности в связи с нарушением деятельности отделов мозга, которые приводят к нарушениям регуляции поведения.
Интеллектуальные нарушения препятствуют успешности освоениями обучающимися навыками письменной речи, способствует появлению у детей таких ошибок на письме, как перестановка букв, слипание слов, пропуск морфем и т.д.
Современные логопедические технологии, направленные на формирование правильного звукопроизношения, развития лексико-грамматической стороны речи, формирования слоговой структуры слова, развития фонематического слуха, формирования связной речи помогут с обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР частично овладеть навыками письменной речи. Применение в коррекционном-образовательном процессе нейропсихологических приемов позволяет повысить эффективность работы, ускорить процесс обучения, предупредить возникновение вторичных расстройств письменной речи, а следовательно, повысить языковую компетентность детей.
При коррекции следует учитывать, что трудности письма больше всего проявляются в типичных ошибках (пропусках, персеверациях, антиципациях, контаминациях) и в ошибках обозначения границ предложений (прежде всего, заменах прописных букв на строчные в начале предложения). Нейропсихологическая коррекционная работа с обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР показывает свою эффективность, так как строится на анализе механизма нарушения письма, позволяет распознать первичные и вторичные трудности обучащегося.
Логопедическая работа проводилась с использованием методики «Школа внимания», предложенной Н. М. Пылаевой и Т. В. Ахутиной, методики классификации В. М. Когана, «Куб Линка», тетради-тренажера Алины Малошик, а также с использованием письменных упражнений и графических заданий, игровых компьютерных программ, игр на развитие регуляции, произвольного внимания, кинезиологических упражнений для улучшения деятельности третьего отдела мозга.
Коррекционная работа осуществлялась поэтапно:
1 этап. Развитие пространственных представлений. Использовались логопедические игры, компьютерные программы, кинезиологические упражнения.
Логопедические компьютерные игры позволяли осуществлять тренировку определения последовательности тех или иных звуков, букв, орфограмм.
Этап. Коррекционная работа на фонематическом уровне.
Цель этапа - развитие звукового анализа слов, начиная от простых форм, переходя к сложным формам. Развитие фонематического восприятия, дифференцирую фонемы, имеющие похожие характеристики.
Этап. Коррекционная работа на лексическом уровне.
Цель - обогащение словаря, за счет активизации новых слов и их значения. Использовались лексические и логопедические игры.
Этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Цель – развитие у детей осознанного правильного сочетания слов и построение предложения, за счет чего произойдет сокращение ошибочных словосочетаний в речи.
Были выделены следующие направления логопедической работы направленной на коррекцию речевых нарушений, навыков письменной речи у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР:
- упражнения по развитию произвольного внимания;
- задания по развитию серийной организации движений у детей;
- развитие графических движений.
Тетрадь-тренажёр Алины Малошик создана для развития внимания, концентрации, мышления, восприятия, воображения при письме и чтении.
Посредством этих упражнений можно предупредить такие сложности при письме и чтении как «интуитивное» или «угадывающее» чтение, быстрая отвлекаемость и неспособность сконцентрироваться, пропуски букв при письме и списывании, буквы имеют разный размер, ширину и высоту, низкая скорость чтения, трудности при анализе, не способность удерживать сточку при письме и чтении, плохое воображение, бедный словарный запас.
Упражнения развивают периферическое зрение и восприятие, умение ориентироваться в визуальном пространстве, правильное и быстрое чтение, развивают внимание и концентрацию, а также правильное их распределение, развивают умение делать звукобуквенный и слоговой анализ, развитие логических операций, развивают мышление, умение анализировать и обобщать, развивают логические операции.
Все упражнения составлены в определённой последовательности – от простого к сложному, что обеспечивает развитие наилучшим образом.
Шрифт Боера облегчает работу в тетради детям, страдающим оптической формой дислексии.
Опыт работы по этому сборнику показывает, что дети выполнившие все упражнения с педагогом стали более внимательными при выполнении заданий, более думающими и анализирующими. Ушли такие проявления как «интуитивное» и медленное чтение, быстрое и невнимательное письмо и списывание.
Методика Т.В. Ахутиной, основанная на невербальных и не требующих записи заданий, была дополнена письменными упражнениями и графическими заданиями.
Для развития регуляторной функции использовали игры на внимание и память, зашифрованные письма (с пропуском букв и элементов букв), расшифровав которые обучающийся мог получить баллы, которые потом суммировались. Иногда в шифровках мы кодировали какую-то интересную информацию, касающуюся самих детей. Например, использовали задания по типу «Восстанови текст»: «Самый веселый в нашем классе ученик – это Иванов Александр». Ряд букв и элементов в данном тексте был пропущен. Обучающимся необходимо было дописать недостающие элементы, чтобы узнать какую-то информацию.
Также использовали такой прием, как проговаривание текста в момент его написания.
На занятиях мы стремились к обеспечению игровой, познавательной мотивации детей, что повышало работоспособность детей. Мы проводили работу по развитию произвольного внимания с помощью игр «Какое слово пропало?», «Какая буква пропала?», «Какие буквы поменялись местами?». Мы также использовали задания по развитию серийной организации движений у детей, например кинезиологические упражнения. Применяли упражнения для развития графических движений, например, зеркальное написание цифр.
Таким образом, использование письменных упражнений и графических заданий способствовало развитие регуляции поведения, повышению уровня произвольного внимания.
Содержание логопедической работы по коррекции дисграфий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР было направлено на упорядочивание представлений о звуковой стороне речи и овладение учащимися навыками языкового анализа и синтеза с помощью использования обучающих компьютерных игр.
В процессе логопедической работы были разработаны презентации в форме компьютерной игры, в которых были представлены задания, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи, уточнение и активизацию имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.
Мы старались подобрать также сайты или отдельные игры онлайн, в которых у детей появится возможность в развитии фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.
Помимо компьютерных программ и игр для развития внимания у детей мы использовали кинезиологические упражнения. Рассмотрим некоторые упражнения, которые улучшают работу мозга у детей с регуляторной дисграфией.
Например, упражнение «левая рука - правая пятка» проводится стоя. Дети поочередно касаются левой рукой правой пятки, а затем правой рукой левой пятки, поднимая ногу сзади.
В следующем упражнении «Ухо-нос» дети поочередно перекрещивают руки после хлопка. Левая рука держит правое ухо, а правая рука дотрагивается до носа. После хлопка руки меняются: Левая рука держит нос, а правая рука дотрагивается до левого уха».
Это упражнение довольно тяжело дается с обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР, которые путают лево-право. Между тем, как доказали физиологи, такие упражнения, способствуют образованию новых нейронных связей, а значит развивают мозг, улучшают обучаемость.
Еще одно упражнение, которое можно практиковать с детьми, это зеркальное рисование. Можно дать ребенку два карандаша в две руки и попросить нарисовать букву «з» зеркально. Можно много раз проводить по линиям, снизу-вверх и сверху вниз. Как показала, практика использование зеркального рисования, значительно улучшает функции мозга и творческое воображение детей. По мере освоения данного приема мы использовали и другие прописные буквы «а», «ю», «э», «я». Однако начинать следует с более простых букв, например, «з», «о», Более сложно дается детям рисование восьмерки. Однако рисовать ее нужно, не только на бумаге, но и в воздухе. Не только рукой, но можно и глазами. Выполнение глазодвигательных упражнений также способствует профилактике регуляторной дисграфии у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.
В кинезиологии практикуется ряд упражнений с восьмеркой, которая представляет собой знак бесконечности. Есть даже такое упражнение как слон. В этом упражнении левое ухо нужно положить на левое плечо, а рукой рисовать воображаемую восьмерку в горизонтальной плоскости, медленно, соединяя движение с дыханием. Считается, что такое упражнение делает разум безграничным и открывает новые горизонты познания.
С детьми мы практиковали и другие упражнения кинезиологии. Например, представляя воображаемый шар, следует соединить попеременно подушечки пальцев левой руки с подушечками пальцев правой. Такое упражнение нужно использовать регулярно. Оно успокаивает, снимает напряжение, настраивает на обучение.
Конечно, не всегда дети хотят заниматься различными упражнениями, и, выполнив пару раз одно движение, они теряют интерес к ним. Поэтому в условиях коррекционных занятий использование кинезиологических упражнений следует объединять в комплекс, который проводится в течении 5 минут и сопровождается сказочным или игровым сюжетом. Можно рассказывать сказку с помощью движений тела, рук и самомассажа.
Для развития письменной речи у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР необходимо:
- выстроить работу с учетом нейропсихологического (А.Р. Лурия, Т. В. Ахутина), лингвистического (С. В. Дорофеева), комплексного (М.В. Гущинская, О.А. Величенкова, Л. Н. Ефименкова, Н. М. Пылаева и др.), психологического подходов (Э. В. Золотаревой и др.);
- в логопедическую работу включить специальные методы и приемы по формированию регулятивного компонента письма;
- использование методики «Школа внимания», предложенной Н. М. Пылаевой и Т. В. Ахутиной;
- применения методики классификации В. М. Когана, «Куба Линка»;
- использования письменных упражнений и графических заданий;
- применения игровых компьютерных программ, игр на развитие регуляции, произвольного внимания;
- использования кинезиологических упражнений для улучшения деятельности третьего отдела мозга.
Итак, логопедическая работы должна осуществляться с учетом нейропсихологического подхода, игр на развитие регуляции, произвольного внимания, кинезиологических упражнений для улучшения деятельности третьего отдела мозга.
Список литературы
Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / под ред. О. Б. Иншаковой. М. : МПСИ, 2016. С. 7-20.
Гайдина Л. И., Обухова Л. А. Логопедические упражнения: исправление нарушений письменной речи в 1-4 классах/ Л. И. Гайдина, Л. А. Обухова. М.: Вако, 2007. 42с.
Дорофеева С. В. Лингвистические аспекты коррекции дислексии и дисграфии: Опыт успешного применения комплексного подхода. Вопросы психолингвистики. 2016. №3. С. 185–201.
Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: учебное пособие /А. Р. Лурия. М.: Академия, 2002. 352 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат