«Педагогические технологии по математике»
Аннотация. В данной статье представлены педагогические технологии, применяемые на уроках математики в современной школе. Рассматривается их практическое применение на уроках. Они направлены на решение образовательных, развивающих, воспитательных задач. Данный материал может быть полезен для организации учебного процесса.
Главная задача Российской Федерации в области образования является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и государства.
Как повысить качество образования? Одним из вариантов решения повышения качества образования является использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.
Педагогическая технология имеет множество определений. В качестве примера приведем одно из них: "Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования" (ЮНЕСКО). Изменение содержания, методов и средств обучения, создание новых образовательных технологий обусловлено развитием общества в целом.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы выбрать необходимое содержание и оптимальные методы и средства обучения.
Предмет "Математика" дает возможность применять различные педагогические технологии на уроках. Отношение обучающихся к предмету определяется следующими факторами: личностными особенностями ребенка, особенностями самого предмета и методикой его преподавания. Для повышения мотивации обучения учителю нужно осваивать новые технологии, разнообразить формы и методы обучения.
В стандарте нового поколения содержание образования чётко обозначены требования к его результатам: к предметным, а также метапредметным и личностным. Задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов.
В современных условиях школа должна отвечать на множество запросов. Для обеспечения нового качества образования, компетентного подхода к образованию необходимо постоянно повышать квалификацию учителя:
через аттестацию
;
прохождение курсов повышения квалификации
;
участие в вебинарах
;
проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
через участие в работе муниципального методического объединения;
через активное участие в школьных мероприятиях (педсоветах, семинарах и т.д.);
через систему постоянного самообразования.
Для обеспечения нового качества образования нами используются следующие современные образовательные технологии или их элементы:
Технология проблемного обучения;
Технология проектной деятельности;
Информационно - коммуникационные технологии;
Технология групповой работы;
Здоровьесберегающая технология;
Игровые технологии.
Технология проблемного обучения
Методическим основанием реализации ФГОС выступает грамотное сочетание и использование образовательных технологий, позволяющих удовлетворять все образовательные потребности обучающихся. Среди реализуемых технологий с целью формирования познавательных УУД приоритетной нами видится технология проблемного обучения.
Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Проблемная ситуация - это центральное звено проблемного обучения, при помощи которого пробуждается мысль, активизируется мышление[8].
В проблемной ситуации можно выделить следующие этапы:
Постановка проблемы (возникновение проблемной ситуации).
Поиск решения (проходит выдвижение и проверка гипотез).
Выражение решения - формулировка нового знания научным языком
.
Проблемное обучение способствует формированию у обучающихся математического мышления, интереса к предмету, прививает желание самостоятельно решать возникшие ситуации, а также направляет на формирование познавательной самостоятельности и мыслительных способностей.
Практика показывает, что при изучении почти каждой темы, необходимо создание проблемной ситуации. Способность обучающегося увидеть поставленную учителем проблему, свидетельствует о подготовленности его к проблемному обучению.
Примеры применения технологии проблемного обучения из нашей практики:
Технология проектной деятельности
В настоящее время Федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения определяет следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования:
сформированно
сть
представлений
о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации;
сформированность
целостного мировоззрения
соответствующего сов
ременному уровню развития науки
[
9
].
В современной школе ученик стал "субъектом", а учитель "объектом" обучения. Метод проектов - один из основных методов, позволяющих учащемуся быть "субъектом" обучения, вовлекающих его в активный творческий процесс познания окружающей действительности.
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность[4].
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течении определенного промежутка времени. Этот метод сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
показать умения ученика или группы учеников использовать приобретенный исследовательский опыт на уроках математики;
приобрести как можно больше знанийпо математике и поделиться этими знаниями со своими одноклассниками;
п
оказать взаимосвязь
математик
и с мировой культурой и современной цивилизацией
;
подняться на более высокую ступень
обученнос
ти
, образованности, развития.
Информационно - коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационная технология — это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата[1].
Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными уроками: улучшают уровень наглядности на уроках, облегчают работу педагога за счет заранее подготовленных материалов в электронном виде, которые позволяют экономить время на уроке.
В своей педагогической практике мы используем компьютер по следующим направлениям:
как средство контроля знаний;
как средство проведения урока (устный счет);
как средство подготовки обучающихся к итоговой аттестации;
как средство самообразования обучающихся.
В обучении математике возможны следующие способы использования компьютера:
повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках;
создание большого количества разнообразных моделей геометрических фигур;
использование дополнительного материала
;
использование диагностических и контролирующих материалов;
выполнение самостоятельных и творческих заданий;
Используя на уроках математики разнообразный иллюстративный материал, интерактивные и мультимедийные модели, мы тем самым поднимаем процесс обучения на качественно новый уровень. Современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в мультимедийном виде.
Технология групповой работы
Групповая технология обучения - это обучение в совместной деятельности. Она организует активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Организовывая работу в группах, мы делим учащихся на нечетное количество человек (в случае спора будет перевес во мнении).Групповую форму работы возможно организовывать на различных этапах и видах урока. Групповую форму работы мы, как правило, организовываем на уроках закрепления знаний, обобщения и систематизации знаний. На этих уроках мы распределяем учащихся по групп следующим образом:
В состав группы входят несколько "сильных" учеников, которые могут помочь "слабым" ученикам.
Класс делится на три группы: "сильные", "средние", "слабые". В таком случае применяется дифференцированный подход.
Так же групповую форму работы можно организовывать не только на уроке, но и при выполнении домашнего задания учащимися. Создание мультимедийных презентаций является одним из примеров совместной работы пар или групп учащихся. В этом случае все члены группы заинтересованы в результате, поэтому неизбежно взаимообучение не только по предмету, но и по использованию компьютера, где происходит совершенствование практических навыков "слабых" учащихся.
Здоровьесберегающая технология
Цельюиспользования здоровьесберегающих образовательных технологий обучения в свете внедрения ФГОС является обеспечение каждому обучающемуся возможности сохранения здоровья в период обучения в школе, формирования у него знаний, умений и навыков для ведения здорового образа жизни и использования этих знаний в повседневной жизни.
При организации учебного процесса на уроках математики мы уделяем особое внимание здоровьесберегающим технологиям: равномерно распределяем по времени различные формы и виды деятельности на уроке, проводим физминутки, создаем санитарно - гигиенические условия обучения (проветривание, поддержание чистоты в классе), создание благоприятного психологического климата для учащихся (доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, тактичное исправление учителем допущенных ошибок). Все это способствует повышению уровня работоспособности на уроке.
Игровые технологии
Игра - это особый вид деятельности. Под игровой технологией Л.А. Байкова понимает "определенную последовательность операций, действий, направленных на достижение учебно-воспитательных целей".
Целью применения игровой технологии для реализации ФГОС является развитие устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни.
Основная цель учителя изменить представления обучающихся о "сухости" математики, оторванности ее от реальной жизни. Для того, чтобы заинтересовать обучающегося мы включаем в свою работу игровые технологии, с целью развития познавательной активности.
Игровые моменты на уроках делают процесс обучения интересным, способствуют созданию хорошего настроения.
В своей работе мы используем игровые формы на разных этапах урока. Например, при "подведении" учащихся к теме урока предлагается разгадать кроссворд или ребус; при закреплении изученного материала предлагаем задания "найди ошибку", на этапе актуализации знаний предлагаем провести устный счет в виде "математического лото".
Игровые формы дают возможность расширить кругозор учащихся, развивать их познавательную деятельность, формировать умения и навыки необходимые для успешного усвоения учебного материала.
Литература
Дробышева И.В.
Информатизация образования
– 2007. [Электронный ресурс] — Режим
доступа:
http
://window.edu.ru/
resource
/003/56003
Карелина
,
Т.М. О проблемных ситуациях на уроках геометрии // Математика в школе. – 2000. - № 5
Карелина
,
Т.М. Методы проблемного обучения // Математика в школе. – 2000. - № 5
Кудашева О.А. Использование современных технологий на уроках математики. [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/585992/
Максимова
,
В.Н. Пробл
емный подход к обучению в школе [Текст] /В.Н. Максимова //
Методическое пособие по спецкурсу. – Л., 1973.
Математика. 5–8 классы
: игровые технологии на уроках/
авт. — сост. И. Б.
Ремчукова
. — Волгоград: Учитель,
2007.-
94с.
Махмутов
,
М.И. Организация проблемного обучен
ия [Текст] /М.И.
Махмутов
/
/
М.
, 1977.
Махмутов
М.И. Проблемное обучение (основные вопросы
теории)
[
Текст] /М.И.
Махмутов
//
М.,1975
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с.
Самойлова
,
Е. А. Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС
О
ОО
[Текст] / Е.А. Самойлова
// Школьная педагогика. — 2015. — №1. — С. 34-38
Старостенко
,
Н. В. Использование дидактических игр на уроках математики в рамках ФГОС
[Текст] / Н.В. Старостенко
// Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 303-305.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат